ГМИ СПб


    
      

Адрес: Петропавловская крепость, Тел.: 230- 64-31
http://www.spbmuseum.ru

6 сентября 2021 -12 октября 2021
выставка

«Санкт-Петербург. История переименований»
Петропавловская крепость, Соборная площадь

6 сентября 1991 года Ленинграду было возвращено его историческое название — Санкт-Петербург. Выставка приурочена к 30-летней годовщине этого события. 

На выставке представлены изображения живописных и графических произведений, фотографии, выдержки из газет и документов, воспоминания современников, связанные с переименованиями нашего города, из собраний Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеки, Центрального государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга,  Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

За свою более чем трехсотлетнюю историю город на Неве несколько раз менял свое имя. При основании в 1703 году он был назван Петром I на голландский манер – Санкт-Питербурх . Затем постепенно закрепилось  немецкое название  – Санкт-Петербург.

Первое переименование города было связано с событиями Первой мировой войны и стало результатом роста антинемецких настроений.

Современники приписывали идею изменения названия столицы министру землеустройства А. В. Кривошеину. Кроме того известно, что еще до начала войны, в июле 1914 года, чешская колония Петербурга выступила с публичным обращением к городским властям, ходатайствовать об утверждении русского названия столицы России – Петроград.  Ознакомиться с текстом этого письма  можно на выставке.

В итоге 19 августа 1914 года постановлением императора  Николая II Петербург получил новое имя – Петроград. На выставке можно увидеть изображение этого документа — Собрания узаконений и распоряжений правительства «Об именовании впредь города Петербурга – Петроградом».

Жители столицы восприняли переименование города неоднозначно. Мнения были разными. Официальная периодическая печать в основном приветствовала новое название столицы, но в дневниковых записях петербуржцев нередко высказывалось недовольство данным решением. Увидеть вырезки из газет того времени и выдержки из воспоминаний современников, таких как А. Н. Бенуа, К. С. Сомов, Н. Н. Врангель, можно на выставочных стендах.

Очередная смена названия произошла уже в годы советской власти в январе  1924 года как реакция на смерть вождя революции В. И. Ленина.

Спустя несколько дней после смерти лидера партии большевиков Петроградский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов выступил с петицией о переименовании города. Считается, что инициатива исходила от председателя Совета – Г. Е. Зиновьева. 26 января 1924 года на II съезде Советов Союза ССР произошло переименование Петрограда в Ленинград.

Спустя почти семь десятилетий, на фоне глобальных перемен, произошедших в стране, жителями Ленинграда был поднят вопрос о возвращении ему исторического имени.

С мая 1989 года у памятника миноносцу «Стерегущему»  еженедельно проводились пикет и сбор подписей за возвращение  городу первоначального названия. 9 сентября 1990 года на Дворцовой площади состоялся грандиозный митинг в поддержку переименования. Эти события запечатлены на фотографиях, представленных в экспозиции.

Столь же активно высказывали свою позицию и защитники имени Ленинград, ссылаясь на героическое прошлое «города Ленина», выстоявшего в годы Великой Отечественной войны и блокады.

На стендах представлены фрагменты газетных статей, высказывания политических, общественных и культурных деятелей страны (М. С. Горбачева, Д. С. Лихачева, А. И. Солженицина, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) как в поддержку, так и против переименования Ленинграда в Санкт-Петербург. Они ярко иллюстрируют бурную, эмоциональную дискуссию, развернувшуюся в те дни в обществе.

В апреле 1991 года Ленсовет принял решение о необходимости проведения опроса жителей. Референдум состоялся 12 июня 1991 года, ленинградцам было предложено ответить на вопрос со следующей формулировкой: «Желаете ли Вы возвращения нашему городу его первоначального названия Санкт-Петербург?» Явка составила 65%. «Да» ответили 54,86%, «Нет» –  42,68%.  Мнения горожан разделились практически поровну, но большинство все-таки высказалось за Санкт-Петербург.  Как выглядел опросный лист для голосования 12 июня 1991 года можно увидеть на выставке.

6 сентября 1991 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О возвращении Ленинграду его исторического имени Санкт-Петербург».

7 сентября 2021 – 26 сентября 2021
Выставка «Ленинград – свидетель обвинения»
Петропавловская крепость, Инженерный дом

Выставка из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и частной коллекции представляет фотографии и графические произведения, запечатлевшие разрушения, нанесенные Ленинграду в годы Великой Отечественной войны и блокады: улицы и площади города, жилые дома и общественные здания, исторические и архитектурные памятники, пострадавшие от артобстрелов, бомбежек и пожаров.

В ноябре 1945 года в Нюрнберге Международный военный трибунал начал судебный процесс над группой главных военных преступников. Суду, который продолжался до 1 октября 1946 года, были преданы высшие государственные и военные деятели нацистской Германии. Подсудимые обвинялись в преступлениях против человечности, в тягчайших военных преступлениях.

Трибунал был сформирован из представителей четырех держав-победительниц: Советского Союза, Великобритании, Франции и США. Суд рассматривал доказательства и заслушивал свидетелей: узников концлагерей, военнопленных, очевидцев военных преступлений. От Советского Союза в качестве свидетелей выступали ленинградцы: директор Эрмитажа академик Иосиф Абгарович Орбели и протоиерей Николай Иванович Ломакин. Они говорили о тысячах умерших во время блокады, об артобстрелах, о разрушении города. На этом процессе впервые была озвучена цифра погибших в блокаду: 632 253 человека.

Доказательства преступлений нацистов в Ленинграде собирала Ленинградская городская комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Частью работы комиссии была оценка ущерба. Каждое городское предприятие и учреждение составляло акт, где перечислялись повреждения зданий, памятников. Художники и фотографы фиксировали, как выглядел город, как его облик был изуродован бомбежками и артобстрелами.

На выставке представлены фотографии из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и из коллекции Дмитрия Юсова, на которых можно увидеть какой серьезный урон был нанесен Ленинграду. Большинство снимков сделано в годы войны.

Особое внимание в экспозиции уделено одной из главных достопримечательностей нашего города — Петропавловской крепости. Разрушения, нанесенные памятнику, запечатлены на ряде фотографий и на акварелях А. Б. Карповой-Лебединской. В 1964 году она делала фиксационные рисунки зданий и фортификационных сооружений на территории Заячьего острова перед первой масштабной послевоенной реставрацией.

Завершает экспозицию раздел, посвященный восстановлению Ленинграда после войны. Здесь демонстрируются агитационные плакаты 1944-1945 годов. Среди них знаменитые работы Владимира Серова «Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его!» и Иосифа Серебряного «А ну-ка, взяли!».

Призыв восстановить город привлек на городские стройки сотни тысяч человек, которые чаще всего после работы, бесплатно, работали на расчистке завалов и на стройках. Ленинградцы своим трудом восстанавливали родной город, возвращая ему красоту, обустраивая его и вместе с тем сохраняя память о страшных днях блокады Ленинграда.

В рамках выставки 7 сентября 2021 года в 14.00 в конференц-холле Петропавловской крепости (Иоанновский равелин) состоится круглый стол «Маршрут Ленинград – Сарапул», посвященный теме эвакуации музейных ценностей в годы Великой Отечественной войны из Ленинграда в удмуртский город Сарапул. 


8 сентября 2021
День памяти жертв блокады Ленинграда
Монумент героическим защитникам Ленинграда
(площадь Победы)


Блокада Ленинграда – одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны. 8 сентября 2021 года исполняется 80 лет со дня начала блокады Ленинграда. В этот день на территории мемориального комплекса «Монумент героическим защитникам Ленинграда» пройду памятные мероприятия. 

В 11.00 начнется траурная церемония возложения цветов на площади Победы.

В 12.00 в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда состоится выступление режиссера кино и телевидения, архивариуса «Леннаучфильма» Юрия Викторовича Серова.

После выступления все посетители Памятного зала смогут увидеть полнометражный документальный фильм Сергея Лозницы «Блокада», созданный в 2005 году из аутентичной кинохроники Санкт-петербургской студии документальных фильмов и фрагментов кинолент «Ленинград в борьбе», «900 незабываемых дней», «Приговор народа», «Подвиг Ленинграда».

С 14.00 до 15.00 будет проходить акция чтения имен жителей Ленинграда, погибших во время блокады.

С 12.00 до 17.00 на территории мемориального комплекса будет выставлен Почетный караул из участников детских общественных объединений, входящих в региональное детско-юношеское гражданско-патриотическое общественное движение «Союз юных петербуржцев», и актива школьных музеев.

День Памяти – важная городская традиция, ведь именно память делает нас людьми. Акция будет проходить в зале «Блокада» на наземной части, а также в подземном Памятном зале.

Все желающие смогут присоединиться к акции.


31 мая 2021 – 9 ноября 2021
выставка
«Петроград в 1921 году»
Музей-квартира А. А. Блока
(ул. Декабристов, 57)

3 января 1921 года Александр Блок записал в дневнике: «Новый год еще не наступил – это ясно; он наступит, как всегда, после Рождества. В маленьком пакете, спасенном <…> из шахматовского дома <…>: листки Любиных тетрадей (очень многочисленные). Ни следа ее дневника. Листки из записных книжек, куски погибших рукописей моих, куски отцовского архива, повестки, университетские конспекты <…>, кое-какие черновики стихов, картинки, бывшие на стене во флигеле. На некоторых – грязь и следы человечьих копыт (с подковами). И все». Так начался для Блока пятый год после революции.

Сегодня нам трудно представить те жестокие послереволюционные времена. Но на сломе эпох, перед лицом неизбежной гибели, особенно ярко проявила себя русская культура. В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится уникальный снимок «Чествование М. Горького в издательстве "Всемирная литература"», который мог бы стать символом тех страшных лет. Он демонстрируется на выставке. Мы видим сотрудников издательства, поэтов, писателей, переводчиков, собравшихся вокруг Горького. Вот Корней Иванович Чуковский держит в руках альбом с надписью: «Петроград. Чуккокала». В первом ряду сидят его старшие дети: Коля, Лида и Боба. Внимание зрителя привлекает и прекрасное печальное лицо Александра Блока. Чуть левее – Николай Степанович Гумилев, позируя, держит в руках папиросу. Но лица Гумилева мы не видим: оно стерто и заклеено фотографией другого человека. Вокруг – такие же стертые и переклеенные лица. И, если присмотреться внимательнее, то можно увидеть еще затертые и тщательно заштрихованные человеческие фигуры – тени на стене. Увы, более чем вероятно, что перед нами – документ эпохи Красного террора. Со смертью Блока и гибелью Гумилева в России завершилась эпоха Серебряного века. Но его наследие и традиции во многом определили путь литературы и искусства XX столетия.

Каким был Петроград в 1921 году? Об этом нам расскажут фотографии Кронштадтских событий, бытовые снимки и зарисовки, афиши, листовки-объявления и, конечно, книги.

Силами сотрудников «Всемирной литературы» издавалась мировая классика; избранные издания и каталог «Всемирки» можно увидеть на выставке.

Жизнь города тех лет протекала в искаженной реальности. Как бы в противовес тщательно спланированной программе издательства, где трудились десятки сотрудников, посетитель выставки познакомится со своеобразным языком петроградских листовок: «В Петрограде сыпной тиф. Не покупайте на базаре грязного невымытого белья». Новшеством для горожан стал крематорий. 3 января 1921 года К. И. Чуковский записал в дневнике: «<…> Был Борис Каплун – в желтых сапогах, – очень милый. Он бренчал на пьянино, скучал и жаждал развлечений. – Не поехать ли в крематорий? – сказал он, как прежде говорили: «Не поехать ли к “Кюба” или в “Виллу Родэ”?». Странным образом дневниковая запись Чуковского иллюстрируется серией фотографий петроградского крематория из собрания ГМИ СПб.

Горожане оказались не просто в непростых, а в невозможных бытовых условиях. По свидетельству современников, печи в домах не топились годами, голодали клинически. Тем удивительнее была работа творческой мысли: в этих условиях создавались лучшие переводы, появлялись стихи, ставились спектакли, писались картины. А главное – проявлялись лучшие человеческие качества. К. И. Чуковский, 3 февраля 1921 г. «Вчера в Доме Ученых встретил в вестибюле Анну Ахматову: весела, молода, пополнела! “Приходите ко мне сегодня, я вам дам бутылку молока – для вашей девочки”. Вечером я забежал к ней – и дала! Чтобы в феврале 1921 года один человек предложил другому – бутылку молока!».

Ахматовские строки сохранили для нас живой голос той эпохи:

И мы забыли навсегда,

Заключены в столице дикой,

Озера, степи, города

И зори родины великой.

В кругу кровавом день и ночь

Долит жестокая истома…

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду.

Иная близится пора,

Уж ветер смерти сердце студит,

Но нам священный град Петра

Невольным памятником будет.

Вход на выставку по билету на посещение Музея-квартиры А. А. Блока

23 июля – 2 ноября 2021 года
выставка
«Морские парады в Петербурге: страницы истории»
Петропавловская крепость, Невская куртина

Традиция проведения морских парадов в Петербурге восходит к петровскому времени. Первый парад состоялся на Неве 9 сентября 1714 года в честь победы русского флота при Гангуте (27 июля 1714 года).

Со временем морские парады, первоначально проводившиеся в честь военных побед и в память о них, постепенно превратились в демонстрацию всё возрастающей мощи военно-морского флота, его готовности к защите Отечества от внешней угрозы.

На выставке, подготовленной совместно с Центральным военно-морским музеем, будут представлены более 150 подлинных музейных предметов. Произведения живописи, графики, скульптуры в сочетании с плакатами, документами, макетами военных кораблей, образцами военно-морской формы, а также фотографиями, открытками и видеоматериалами, представленными в нескольких мультимедийных блоках, позволят посетителю познакомиться с историей одного из важнейших торжественных церемониалов флотской жизни в неразрывной связи с историей самого города, где он когда-то зародился.


Наверх