«Коллекция О.Н. Ансберг». Лица Петербурга в шаржах Поля Робера

Поль Робер (1867–1934) приехал в Петербург из родного Фрибура (Швейцария) в 1885 г. восемнадцатилетним юношей. Благодаря своему таланту, он смог поступить во французскую драматическую труппу, выступавшую на сцене императорского Михайловского театра. В этом театре, премьеры и бенефисы которого посещал весь петербургский свет, включая двор и императорскую семью, Робер прослужил более тридцати лет, пока революционные события не вынудили его в 1918 г. покинуть Россию и вернуться в Швейцарию.

С раннего детства П. Робер проявлял не только актерские, но и художественные способности. Служба в театре, где полагался четырехмесячный ежегодный отпуск, дала ему возможности для серьезных занятий изобразительным искусством. П. Робер посещал в Париже Академию Жюлиана – знаменитую частную академию художеств, где усовершенствовался в рисунке и живописи. Он писал картины маслом, успешно выставлял и продавал их, но особенно ярко проявился его талант как рисовальщика. 

П. Робером было издано два альбома карикатур: «Наши французские артисты. Карикатуры и автографы артистов Михайловского театра» (1896) и «Весь Петербург в карикатурах» (1903). В 1899–1901 гг. «журнал с карикатурами» «Шут», одно из самых известных российских юмористических иллюстрированных изданий, опубликовал около 80 цветных литографий по рисункам П. Робера, в шаржированном виде изображавших премьеры Михайловского театра. Известно, что П. Робер активно сотрудничал и в других журналах и газетах, но до сих пор его наследие как карикатуриста не только недостаточно изучено, но и не полностью выявлено.

В конце 1902 г. П. Робер стал печатать свои шаржи в «Петербургской газете», и это сотрудничество не прекращалось до закрытия газеты. Всего здесь было опубликовано около 340 рисунков и за несколькими исключениями – это портретные шаржи. 

Чаще всего Робер изображал артистов и других театральных деятелей – мир театра был для него родным. На первом месте была, естественно, французская труппа, но рисовал Робер и артистов других театров, а также членов гастролировавших в Петербурге театральных трупп.

Необычайно много внимания уделено деятелям городского самоуправления (свыше 70 шаржей). В этом, безусловно, сказался круг интересов владельца «Петербургской газеты» С.Н. Худекова, не только страстного театрала, знатока и любителя балета, но в течение многих лет – гласного санкт-петербургской городской думы. 

В 1902–1905 гг. П. Робер изобразил несколько десятков гласных в сходной манере и по единому замыслу: из этих портретных шаржей можно было скомпоновать групповые портреты. В 1905 г. был «собран» и опубликован своеобразный триптих, изобразивший думцев разных направлений в момент оживленного спора. 

Гласными городской думы были многие видные деятели разных направлений, в таком качестве изображены П.П. Дурново, В.Д. Набоков, М.И. Петрункевич, Н.Д. Шубин-Поздеев, Г.А. Фальборг, И.Я. Фойницкий, издатель М.М. Стасюлевич, финансист С.М. Проппер и др. Рисовал П. Робер городских голов (в разное время): И.И. Глазунова, П.И. Лелянова, Н.А. Резцова, И.И. Толстого. Очень интересны портреты городских инженеров К.Д. Грибоедова и Е.Б. Контковского. 

Среди героев П. Робера – композиторы, музыканты, дирижеры, профессора консерватории, художники, литераторы, адвокаты. Впечатляющая галерея шаржей представляет современному зрителю живые образы многих известных петербуржцев.

Рассматривая шаржи П. Робера сегодня, нужно помнить, что в свое время они были погружены в общий контекст газетной информации и приходили к читателю вместе с новостями о тех, кто на них изображен. Чтобы по возможности заменить для современных читателей недоступный им газетный контекст, каждый из шаржей в книге снабжен кратким комментарием. В именном указателе раскрыты инициалы и указаны даты жизни изображенных персонажей.

О.Н. Ансберг

Полный текст: http://mirpeterburga.ru/library/peterburgiana/litsa-peterburga-v-sharzhakh-polya-robera/


Возврат к списку

Наверх