Александровский дворец

Александровский дворец 19.08.2021

13 августа 2021 года в музее-заповеднике «Царское Село» торжественно открылись после реставрации первые 13 интерьеров Александровского дворца – личные апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны. Масштабные работы начались в 2012 году, последние семь лет дворец был закрыт для посетителей. Реставрация ведется в основном за счёт средств, выделяемых Министерством культуры РФ, а также за счет собственных средств музея и благотворительных средств. Для посетителей первые залы доступны с 14 августа.

На торжественной церемонии открытия выступили директор Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Александр Воронко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский, директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

Александровский дворец – знаковое место для российской истории, последний дом семьи последнего российского императора Николая II, который с 1905 года жил здесь с семьей постоянно. Таким образом, в начале XX века Александровский дворец стал центром государственной жизни России. Отсюда венценосная семья отправилась в ссылку в Тобольск навстречу своему трагическому финалу.

Теперь посетители могут увидеть Приёмную, Рабочий кабинет, Мавританскую, Камердинерскую и Парадный кабинет (половина императора Николая II); Свитскую, Спальню, Сиреневый кабинет, Палисандровую и Кленовую гостиную (половина императрицы Александры Фёдоровны), а также Угловую гостиную и помещения Библиотек. В цокольном этаже разместились вестибюли с кассами, гардероб, технические и вспомогательные помещения.

– Для нас открытие первой очереди Александровского дворца – эпохальное событие. Это место связано с поворотными историческими моментами, судьбами нескольких поколений Романовых. Последние годы все наши силы, стремления и мечты были связаны с реставрацией дворца. Это проект невероятной сложности и вот, наконец, мы можем немного выдохнуть – первый этап пройден, – говорит директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

Окончательное завершение работ по Александровскому дворцу планируется не ранее 2023 года.


Источник: ГМЗ «Царское Село»
https://tzar.ru/news/1629099601



Александровский дворец открылся после реставрации


ервыми можно увидеть 13 интерьеров, воссозданных так, как их в последний раз в жизни видела царская семья.

Первые 13 интерьеров Александровского дворца в музее-заповеднике «Царское Село» открываются после реставрации. Семь лет дворец был закрыт для посетителей, а сами реставрационные работы начались еще раньше — в 2012 году. Планировалось, что откроют первую очередь дворца в 2018-м — к столетию трагической гибели императорской семьи, но удалось завершить реставрацию лишь сейчас.

Последний дом

Александровский дворец, построенный по проекту архитектора Джакомо Кваренги, стал последним домом для императорской семьи — отсюда начался путь Николая II, Александры Федоровны, Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и Алексея в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург — в страшный Ипатьевский дом.

Николай II жил в Александровском дворце со своей семьей практически постоянно, начиная с 1905 года, ненадолго уезжая летом в Петергоф и Крым. Это был дом в самом буквальном смысле слова.

И вот теперь экскурсии пойдут по дворцу. Переходя из помещения в помещение, любуясь и восхищаясь модерном, вглядываясь в фотографии, статуэтки, воссозданные ткани и керамику, подлинный фарфор, люди будут помнить — про это невозможно забыть — о судьбе этой семьи, о несбывшихся жизнях девушек и мальчика Алексея.

Экскурсия начнется с залов Большой и Малой библиотек. В собрании дворца было 19 тысяч томов в библиотечных залах и 6 тысяч в личных комнатах. Сейчас книг чуть более 5 тысяч. Они стоят, поблескивая корешками, за стеклами ясеневых шкафов, переданных сюда двадцать лет назад из здания Сената, и воссозданных шкафов красного дерева. Это книги на разных европейских языках по различной тематике — от философии до географии, книги с личными пометками нескольких поколений императоров России со времен Екатерины II.

Далее посетители увидят нарядную Угловую гостиную — здесь Николай II принимал послов иностранных государств, здесь же 20 августа 1915 года император на заседании кабинета министров принял решение, которое современники называли роковым — стать командующим армией и флотом на театре военных действий Великой войны. Но именно эта гостиная создавалась в свое время для молодой четы — Николая и Александры, здесь проводили семейные праздники, здесь отмечали первые именины императрицы после ее крещения в православии — 23 апреля 1895 года, с подарками и поздравлениями, семейным обедом. И когда-то здесь перед императорской семьей пел Федор Шаляпин. В Угловой гостиной ряд предметов и картин теперь заняли свои исторические места, в том числе и большой портрет Марии-Антуанетты с детьми, выполненный в технике гобелена с оригинала Виже-Лебрена и подаренный Александре Федоровне в мае 1902-го года президентом Франции Лубе. И опять какая-то тень — портрет казненной королевы в дар той, которая еще не знает своей судьбы…

Справка

Проект реставрации и приспособления для музейного использования Александровского дворца был разработан архитектурной мастерской «Студия 44» Никиты Явейна еще в 2011 году, подрядчиком выступил «ПСБ «ЖилСтрой», воссоздавались интерьеры на начало XX века. При реставрации сохранили все подлинные элементы интерьеров.

Живая гортензия

Кленовая гостиная поразит экскурсантов красотой модерна, мягким светом закарнизного освещения — здесь нет люстр, свет изливается от двухсот ламп, упрятанных за карниз, обвитый лепными розами. Розы из серого клена украшают антресоли. Здесь много вещей, вернувшихся в воссозданный интерьер — живопись, фарфор, венецианское стекло, изделия из кости. Уютные уголки под антресолями, цветы — это было местом отдыха и уединения. Но говаривали, что Александра Федоровна вполне могла, поднявшись на антресоли, перейти в парадный кабинет Николая II и незамеченной слушать, о чем шла речь на встречах и совещаниях.

Изысканную Кленовую гостиную придумал архитектор Роман Мельцер, он же оформил и следующую — Палисандровую.

Эта гостиная — своеобразная «шкатулка воспоминаний» императрицы: здесь множество вещей, связывающих ее с родиной, Гессенским герцогством. Пейзаж с родным замком, портреты матери и отца. Причем портрет герцога Гессенского, который ныне украшает стену Палисандровой гостиной, находился не здесь, а в Зимнем дворце, во время штурма был изрезан штыком, а потом порезы грубо заделали и замазали — следы видны, потом каким-то образом оказался переданным на «Ленфильм», где использовался в качестве реквизита.

А вот сундук Александры Федоровны занял свое историческое место — он находился тут, в нем императрица хранила памятные вещи, привезенные в Россию из дома, даже свои детские игрушки.

В Палисандровой гостиной в вазе — живая гортензия. Как оммаж, дань памяти той гортензии, которую когда-то поставила в вазу последняя русская императрица. Примерно через две недели после 1 августа 1917 года — после того как Романовы уедут в ссылку — во дворец придут совсем другие люди. Они сделают автохромы — первые цветные фото дворца, и на одной из фотографий будет запечатлена еще живая гортензия в вазе.

Сиреневый кабинет — тоже создание Мельцера, любимая комната императрицы в Александровском дворце. Фрейлина Анна Вырубова в воспоминаниях писала, что часто читала здесь императрице вслух, а та сидела под картиной «Сон Богородицы».

После Сиреневого кабинета — супружеская спальня, две кровати, сдвинутые вместе, — у Николая и Александры не было отдельных спальных покоев…

Дальше шел путь на детскую половину — второй этаж. Сейчас же в полутемном помещении инсталляция на ковре — подлинные игрушки — детский театр Гиньоль, книжки, медвежонок, куклы… А на стене — проекции фотографий семьи из многочисленных альбомов Великих княжон. Множество игрушек императорских детей оказалось потом в музее игрушки в Сергиевом Посаде — они и по сей день там, а книги были розданы в библиотеки.

Что возмутило пролетарских экскурсантов

Дальше экскурсионный маршрут идет на половину Николая II. В Приемной посетителям обязательно покажут подлинную люстру, созданную по проекту все того же Романа Мельцера, а также приспособление для курения в виде трех винтовок со штыками. Подлинные дубовые панели на стенах. А в рабочем кабинете Николая II пока нет еще ни письменного стола, ни оттоманки — они в процессе воссоздания, зато подлинный ящик для дров уже у камина. А роскошная люстра из кабинета ныне находится в Нижегородском музее, возможно, она вернется в родные стены.

Мавританская уборная — комната, выложенная изразцами, личный бассейн на тысячу ведер, да еще и с душем Шарко и с турником больше всего возмутила в свое время пролетарских экскурсантов, попавших во дворец…

Когда во время реставрации раскрыли чашу бассейна под полом, то нашли там фрагменты керамической плитки стен, поэтому удалось воссоздать цветовую гамму во всей ее полноте. А вот три лампы-ароматницы сохранились — именно их привез из своей поездки по Японии будущий император Николай II в 1901 году. Лампы отныне на своих местах.

Из Камердинерской, где сохранилась историческая лепка, экскурсанты попадут в парадный кабинет Николая II. Тот самый, что соединен антресолями с Кленовой гостиной. Это прекрасный интерьер в стиле модерн, с бильярдным столом, на котором с началом Первой мировой раскладывались военные карты.

Александровский дворец уже в 1918 году был открыт как музей, а потом в левом крыле разместили дом отдыха НКВД, на втором этаже — детский дом.

Во время нацистской оккупации в Александровском дворце был размещен штаб и гестапо, а в подвалах — тюрьма, перед дворцом — кладбище солдат СС.

После войны дворец передали Академии наук — в 1946 году, здесь хранили коллекции Института Русской литературы — Пушкинского Дома, потом дворец отдали Военно-морскому ведомству. И лишь в 2009 году — Государственному музею-заповеднику «Царское Село».

***

Александровский дворец отныне открыт для посетителей ежедневно с 10 до 18 часов, кроме среды и последнего четверга каждого месяца.


Галина Артеменко
Источник: Новая газета в СПб
https://mr-7.ru/articles/235051/


Возврат к списку

Наверх