Билет на поезда

Билет на поезда 20.12.2019

Это крупнейший железнодорожный музей Европы: площадь территории — 57 тыс. кв.м, 28 тыс. экспонатов, 118 локомотивов и вагонов. Однако впечатляет здесь не только масштаб, но и динамичность: музей движется, звучит и развлекает.

Создатели Музея железных дорог России знали, что экспонаты с напечатанными на бумаге описаниями не заинтересуют детей. Да и многих взрослых заставят зевать. Поэтому они сделали все, чтобы посетителям было интересно. Например, макет депо оживает, если посмотреть на него через специальный бинокль, а заглянуть в него сумеют даже дошкольники: рядом с устройством есть ступеньки разной высоты.

С НИМ МОЖНО ИГРАТЬ

В исторических залах дети могут включать экспонаты. Если нажать на кнопку, запускается турбина греческого механика Герона Александрийского, приводится в движение паровая машина Ползунова, а пара тележек катится с горки наперегонки.

Здесь же установлены два телеграфных аппарата, к которым прилагается справочник по азбука Морзе. Можно изучить комбинации точек и тире и устроить соревнование: кто быстрее «отстучит», допустим, слово «вагон».

Гигантский тачскрин — рабочий стол для виртуального министра путей сообщения Михаила Ивановича Хилкова, который действительно жил и работал в России в XIX и в начале XX века. Пока родители слушают экскурсовода, дети изучают содержимое стола: перемещают предметы по экрану, открывают документы. Можно почитать личное дело министра или позаимствовать — ну почти — его орден, украшенный драгоценными камнями.

tild6637-6636-4964-a336-336164633966__kav_9936.jpg

Макет «Сортировочная горка» позволяет собирать составы с помощью стрелок и маневровых паровозов. На еще одном огромном «планшете» можно поиграть в тепловоз — провести его по маршруту, выполняя задания: устранить неисправность, долить воду и т.д.

Но, пожалуй, самый популярный интерактив музея — тренажер «Кабина машиниста». На подобных симуляторах на самом деле учатся сотрудники железной дороги, а пейзажи, сменяющиеся за виртуальным стеклом, соответствуют реальным локациям и маршрутам. Инструктор тренажера знакомит начинающего машиниста с азами управления: от проверки приборов, отправления и разгона до выполнения более сложных элементов путевого задания.

Здесь мультимедийность — не просто модное слово, а захватывающая реальность, которая окружает посетителей уже при входе. Их встречают девять огромных экранов, рассказывающих о строительстве музея и главных железнодорожных профессиях.

МУЗЕЙ ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ

Всего в экспозиции — 44 интерактивных инсталляции и 150 «электронных киосков» с информацией об экспонатах на русском и английском языках. Ближе к ее началу — на месте поворотного круга дореволюционного депо — расположен интерактивный комплекс «Стрелки времени». Подвижный стол позволяет выбрать эпоху, в которую хочет переместиться посетитель, и запустить панорамное видео. Оно будет показываться одновременно на восьми экранах, установленных на месте ворот, из которых когда-то выезжали паровозы.

tild6564-3035-4934-b164-613632383265__kav_5921.jpg

Четыре инсталляции «Виртуальный перрон» прячутся за бархатными шторами и открываются после нажатия кнопки. Каждая из них рассказывает свою историю — например, о том, как труппа Дягилева гастролировала по Российской Империи. Артисты путешествовали по железной дороге, и, чтобы в пути репетиции не останавливались, в одном из вагонов оборудовали зал с балетным станком.

tild3631-3738-4661-b664-616337643637__kav_1221.jpg

Особого внимания заслуживает инсталляция «Звуки железной дороги», расположенная в одном из исторических залов. С потолка свисают специальные устройства-рожки. Если приложить такой раструб к уху, вы услышите, как звучали довоенные локомотивы. Их голоса в 1930-х годах записали журналисты ленинградского радио.

В качестве экрана для аудиовизуального шоу «Время, вперед!» используется черный бок паровоза СО17-2413, стоящего, к слову, на уникальном действующем поворотном круге. Раз в час под воодушевляющую музыку и стихи Маяковского на него проецируется видео в авангардистском духе: цветные геометрические фигуры, черные силуэты, напоминающие о физкультурниках советских парадов, и т.д.

ЗДЕСЬ ЖИВУТ АРИСТОКРАТКИ И ТОРМОЗИЛЬЩИКИ

Одиннадцать скульптур умеют оживать — разумеется, не без помощи мультимедийных технологий. Возьмем для примера дореволюционную даму рядом с зеленым вагоном пригородного поезда. Если вы найдете на полу круг с белой стрелкой и встанете на него, то на экране перед вами гипсовая аристократка превратится в настоящую и разыграется небольшая сценка. Пассажирка купит у мальчишки-разносчика газету и немного пофлиртует с симпатичным офицером. Видео снято так, что стоящий рядом с вами невиртуальный вагон становится частью старинного пейзажа.

Screenshot_2019-12-19 Билет на поезда.png

Другой способ оживления используется для скульптурных железнодорожников. На сенсорных экранах рядом с ними можно запустить видео и послушать, допустим, как о своей непростой работе рассказывает тормозильщик. Дело в том, что раньше машинист паровоза не мог остановить состав, просто потянув за рычаг в своей кабине. Вместо этого у каждого вагона был свой тормоз и вручную управляющий им человек. Высокотехнологичная система связи между тормозильщиком и машинистом состояла из веревки, протянутой вдоль поезда и привязанной к колокольчику. Ее использовали, если случалось что-то непредвиденное.

tild3434-6664-4366-b836-613335353836__kav_6184.jpg

Из 118 единиц подвижного состава, выставленных здесь, многие являются редкими, первыми или выдающимися. Так, в музее хранится единственный в мире паровоз серии С, построенный в 1913 году на Невском заводе. Любители железнодорожной старины обнаружили его в 70-х на одном из промышленных предприятий Москвы. Эпопея по спасению и реконструкции локомотива была беспрецедентной для советского времени. Властям ее необходимость объяснили тем, что именно этот паровоз вел состав, на котором революционное правительство переезжало из Петрограда в Москву в 1918 году.

В КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ — УНИКАЛЬНЫЕ ПОЕЗДА И ВАГОНЫ

Также посетители музея могут увидеть тепловоз «Щэл1» — первый дизельный локомотив, построенный в СССР. Вместо паровой машины и электродвигателя в нем стоят электрическая передача и двигатель внутреннего сгорания, снятый, что любопытно, с подводной лодки английского производства. Тяговые генераторы локомотива тоже изначально были изготовлены для подводных судов, а собирали его на Балтийском заводе.

В коллекции есть самый быстрый пассажирский тепловоз в мире — ТЭП80-0002. Это один из двух экспериментальных локомотивов, построенных в СССР в конце 80-х. Свой рекорд он установил 5 октября 1993 года на перегоне Шлюз — Дорошиха линии Петербург — Москва, разогнавшись до 271 км/ч.

tild3362-3933-4038-a165-353735656237__kav_5445.jpg

В обычной жизни у вас вряд ли получится увидеть крышу локомотива или заглянуть внутрь вагона-тендера, в котором везли уголь. В Музее железных дорог это возможно: достаточно подняться на третий этаж второго корпуса, чтобы посмотреть на гигантскую технику свысока.

ЭКСПОНАТЫ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ СВЕРХУ, СНИЗУ И В РАЗРЕЗЕ

Если хотите изучить «брюхо» паровоза, нужно спуститься под разрезной макет локомотива «Эр-791-81». А посмотрев на него сбоку, можно понять, как он был устроен и каким образом тепловая энергия водяного пара превращалась в механическую работу, приводившую паровоз в движение. Кроме того, в музее работают две инсталляции, позволяющие заглянуть внутрь паровоза и тепловоза. Раз в 20 минут виртуальная рамка проезжает вдоль локомотивов, показывая, что скрывается за их стенами.

В экспозиции есть шесть вагонов с восстановленными интерьерами, которые открыты для посещения: пригородный III класса; почтовый; вагон, предназначенный для перевозки переселенцев; вагон «Красной стрелы» и пара товарных двухосных вагонов времен Великой Отечественной войны — советского и немецкого производства. Первые два можно осмотреть самостоятельно, вход в остальные — только вместе со специализированной экскурсионной группой. И обязательно зайдите в кабину машиниста паровоза СОМ 17-1137: его рабочее место выглядит довольно неожиданно.

tild3032-3365-4533-a233-303961336339__kav_4953.jpg

ПОСЕТИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Если вы никогда прежде не были в Музее железных дорог, стоит начать с часовой обзорной экскурсии, которая, что существенно, включает оба исторических зала. Затем можно выделить еще час на самостоятельную прогулку по экспозиции, фотографирование и посещение периодически запускаемых инсталляций. Это программа-минимум, а на самом деле здесь можно провести и несколько часов, и даже целый выходной.

В музее есть кафе «Станционный буфет», детский центр с образовательными и игровыми программами, сувенирная лавка. Рядом с входом работает гардероб, хотя зимой экспозицию можно осматривать и верхней одежде: температура воздуха не поднимается выше 18 градусов. Для уставших посетителей установлены круглые скамейки, в которые вмонтированы зарядные устройства для смартфонов и ноутбуков.

Детей рекомендуют приводить в музей с 5–6 лет, хотя на самом деле сюда приходят и с трехлетними малышами. Тем более, что в выставочные залы можно войти с детской коляской (к роликам и самокатам это послабление не относится). Все пространство музея доступно для маломобильных граждан.

Материал подготовлен специально для Музея железных дорог России.

Автор текста: Мария Семенова

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея железных дорог России

Музей не работает 28, 31 декабря и 1 января. Смотрите расписание работы музея

https://www.fontanka.ru/longreads/pochemu_nuzhno_idti_v_rzd_museum/


Возврат к списку

Наверх