Близко к оригиналу

Близко к оригиналу 02.02.2018

В коллекции Центрального военно-морского музея есть модели кораблей, принадлежавшие когда-то членам императорской семьи. Причем это были вовсе не сувениры или украшения интерьера, а познавательные игрушки, с помощью которых дети постигали устройство корабля и даже основы военно-морской тактики.

Некоторые подобные игрушки просуществовали в семье Романовых более века, переходя по наследству. Именно на таких моделях воспитывался и великий князь Константин Николаевич, сын императора Николая I, который еще четырех лет от роду был зачислен в «морскую службу» с пожалованием звания генерал-адмирала.

В его личной коллекции были, к примеру, художественные модели люгера (так называются двух- или трехмачтовые парусные суда) «Стрельна», парохода «Геркулес», шхуны «Град». Оригиналы этих кораблей были построены на Охтенской верфи, а специальные учебные модели изготовил для маленького Константина Николаевича мастер Егоров в 1832 - 1834 годах. Они отличались особой конструкцией: были установлены на подмодельные доски по ватерлинию, демонстрировали угол крена во время хода и позволяли рассмотреть подводную часть корпуса.

Впоследствии Константин Николаевич стал управляющим флотом и морским ведомством, во время Крымской войны организовывал защиту Кронштадта от англо-французского флота, привлек инженера и предпринимателя Николая Путилова для строительства винтовых канонерских лодок. С 1860 года председательствовал в Адмиралтейств-совете. При нем учредили академический курс и специальные минные и артиллерийские классы, сократили срок военной службы с 25 до 10 лет, полностью отменили телесные наказания.

- В 1912 году дети великого князя Константина Николаевича передали большое количество предметов отца в Морской музей, наш предшественник, чтобы там устроили мемориальную комнату, - рассказала хранитель спецфонда ЦВММ Василина Трубилко. - По вполне понятным причинам подобная экспозиция так и не открылась, но сегодня нам ничто не мешает исполнить это пожелание.

    Александр Соловьев

Люгер «Стрельна», спущенный на воду в 1831 году, принимал участие в Крымской войне - защищал Ревельскую гавань. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/blizko_k_nbsp_originalu/


Память с виртуальным эффектом

О существовании этого музея, который носит имя легендарного танкиста Зиновия Колобанова, пока еще знают немногие, хотя его название уже не раз мелькало в ленте новостей. Находится он на окраине города Всеволожска, на Народной улице в микрорайоне Южный. Это несколько ангаров и большая площадка под открытым небом, заполненная техникой.

Первое, что бросается в глаза издалека, - паровоз времен войны, как будто бы парящий в воздухе. Потом понимаешь, что на самом деле он стоит на высокой эстакаде.

- Сама эстакада - тоже музейный экспонат, - поясняет замдиректора Виктор Смирнов. - Она собрана из фрагментов бывших Американских мостов на Обводном канале, разобранных лет десять назад во время реконструкции. Что касается паровоза, он тоже подлинный. Был выпущен в Чехии по советскому образцу. В 1945-м паровоз именно такого типа привез поезд Победы из Москвы в Ленинград. По нашей задумке, на эстакаде мы соберем подлинный состав военного времени - из платформ и теплушек.

1МузейПаро_Д.jpgМузей «Битва за Ленинград» - негосударственный. Это составная часть Военно-исторического центра Северо-Западного федерального округа. Один из учредителей центра - Российское военно-историческое общество.

Располагается музей в нескольких огромных ангарах. Официальное открытие намечено на сентябрь нынешнего года, но горожанам его экспонаты уже знакомы. К примеру, они были представлены на Дворцовой площади 9 августа минувшего года, когда впервые широко отмечался день окончания ленинградской битвы.

Побывав недавно в музее, мы по большому счету увидели огромную реставрационную мастерскую. Часть техники уже восстановлена, часть в работе.

- Практически вся военная техника, которая у нас представлена, найдена поисковиками на местах сражений, - рассказал заместитель руководителя Военно-исторического центра Сергей Мачинский. - Здесь самая большая коллекция танков Т-34 самых разных модификаций, выпускавшихся во время войны, а также тракторов «Сталинец», которые служили тягачами для артиллерийских орудий. Все машины на ходу, и наш музей будет отличаться от классических тем, что здесь можно будет наглядно видеть, как эта техника рождается. Точнее, восстанавливается.

К реставрации привлекают подростков: при музее организован клуб «Победа».

- Молодому человеку гораздо проще объяснять высокое и великое, когда он делает что-то сам собственными руками, - поясняет Мачинский.

В центре ангара - огромная махина: легендарный тяжелый танк «КВ» («Клим Ворошилов»). Немцы, особенно в начале войны, называли его «призраком», поскольку не могли подбить ни из одного своего орудия. Броня была настолько мощной, что снаряды от нее просто отскакивали. Именно на подобном «КВ» Зиновий Колобанов совершил свой легендарный подвиг в августе 1941 года под Войсковицами, подбив из засады 22 немецких танка.

- Тот «КВ», который сейчас перед вами, был собран чуть позже, в сентябре 1941 года, на Кировском заводе. А командиром экипажа был младший лейтенант Василий Ласточкин, участвовавший в знаменитом бою Колобанова, - поясняет начальник отдела тяжелой гусеничной техники Евгений Кривошеев. - Эта машина сражалась на Невском пятачке и была там подбита 30 ноября 1941 года. Танк долго стоял на нейтральной полосе: ждали, пока замерзнет Нева, но лед не выдержал, и во время переправы он утонул. И пролежал на

16-метровой глубине почти семьдесят лет - до ноября 2011 года. Из документов известно, что у него были повреждены траки. И действительно, когда подняли танк, увидели, что гусеницы были прикреплены проволокой к корпусу машины...

Во всеволожском музее танк отремонтировали, довели до ходового состояния. Почти все недостающие детали - подлинные, родные, с других танков «КВ», найденные на местах боев. Аналогичный кожух воздушного кармана поисковики разыскали под Погостьем, причем любопытно, что если узлы танка Ласточкина имели заводской номер 5200, то найденный поисковиками кожух имел номер 5199. Значит, эти две машины когда-то стояли рядом в цехах Кировского завода...

Заглянули мы и в ангар, где восстанавливают самолеты. Конечно, в воздух они уже не поднимутся, но сами самолеты будут выглядеть точь-в-точь такими, как во время войны. И даже моторы у них можно будет запустить.

- Каждую из восстанавливаемых нами машин мы посвящаем конкретному летчику. Вот, например, самолет Як-7: его фрагменты были найдены три года назад в районе Дороги жизни. В мае 1943 года старший лейтенант Александр Хорошков таранил этой машиной над Кобоной немецкий «Хейнкель-111», уничтожил его, но сам погиб, - рассказал Мачинский.

В соседнем отсеке ангара - Ил-2, самый известный штурмовик периода войны. Он был найден четыре года назад в Карелии.

- История известна: на капитана Анатолия Кожина напали несколько финских самолетов, он был сбит, но и два вражеских «Фоккера» ему тоже удалось подбить. Один из них мы тоже восстанавливаем. Финны не раз хотели выкупить его у нас, поскольку на нем воевал их знаменитый ас. Но мы категорически отказались: военной историей не торгуем, - пояснил Мачинский...

Интересное соседство: в музее рядом с танками времен Великой Отечественной - новые технологии. Анимационная студия «Дар» разработала виртуальный проект «Бой за Невский плацдарм» (пока готова демонстрационная версия). Создатели взяли конкретное место на плацдарме, использовали аэровидеосъемку с квадрокоптера, консультировались с историками и поисковиками.

1МузейБой_Д.jpgНадеваешь на себя шлем виртуальной реальности - и как будто бы оказываешься в самой гуще боя на Невском пятачке. Зрителем и участником одновременно. В первые секунды просто не понимаешь, что происходит. Шок. Вокруг адский грохот. Стреляют, кажется, отовсюду. Рвутся снаряды, падают бомбы, прямо на тебя несутся по траншее бойцы. Падают убитые, стонут раненые... Потом понемногу адаптируешься и начинаешь ориентироваться. Но события развиваются помимо твоей воли: рядом подбивают танк, и он с грохотом опрокидывается в траншею. Кажется, еще секунда - и он придавит тебя.

Что интересно: войти в этот мир оказывается легче, чем вернуться из него. Сняв шлем, как будто пробуждаешься ото сна. Первые секунды недоуменно смотришь на тех, кто спрашивает: «Ну как там, страшно?». Да, «там» страшно, хотя это всего лишь компьютерная анимация. Но лично для меня страшнее всего было видеть «там» свои «виртуальные» руки - грязные, израненные, окровавленные...

Как объяснили создатели проекта, участнику «погружения» в том бою, в котором он оказывается, ничего не грозит, и только после сеанса он узнает, сколько раз был условно убит.

- Проект разработан специально для нашего музея, и демонстрироваться он будет только здесь, в окружении подлинной техники, участвовавшей в боях на Невском пятачке, - пояснил Сергей Мачинский. - Мы хотим, чтобы человек оказался в виртуальной реальности не ради острых ощущений, а хотя бы на несколько минут почувствовал ужас и хаос войны. Это не компьютерная игра. Потому что если мы превратим войну в игру, то люди перестанут бояться смерти. Наша задача показать, что война - это страшно, чтобы ни у кого не появилось соблазна воевать по-настоящему.

Да, есть самые разные мнения по поводу подобной виртуальной реальности. Кто-то считает, что это профанация и даже кощунство: нельзя, мол, переводить на уровень компьютерной анимации то, что было трагедией. Ведь еще живы люди, действительно побывавшие в том аду. И в этом есть своя правда... Другие возражают: мол, хочешь не хочешь, а с молодежью надо говорить на ее языке, иначе просто не вложить исторические знания в головы тех, кто привык жить в мире гаджетов и смартфонов.

Историки и музейщики считают, что сегодня, в информационную эпоху XXI века, само по себе использование виртуальной реальности в рассказе о войне в принципе допустимо, если речь идет о правдивом изображении событий. Дело в такте и чувстве меры.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сергей Глезеров

https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/pamyat_s_nbsp_virtualnym_effektom/


Возврат к списку

Наверх