Дворцовые перевороты:

Дворцовые перевороты: 25.08.2020

КГИОП предложил Русскому музею изменить проект его реконструкции.

С 2000–х годов два внутренних двора Михайловского дворца — главного корпуса Русского музея — планировали превратить в атриумы, установив дополнительные перекрытия и лифты. В первую очередь хотели заняться западным, Сервизным двором. Как утверждалось, это облегчило бы доступ маломобильным гражданам. На реконструкцию предлагалось привлечь деньги Всемирного банка: он был готов выделить около $2,5 млн при общей стоимости проекта около $30 млн. Но план с реконструкцией поначалу упирался в отсутствие утвержденного предмета охраны дворца (он был завизирован только в 2016 году распоряжением КГИОП), а затем все и вовсе остановилось из–за судебных баталий. Общественники сочли недопустимым устройство проемов в стенах федерального памятника. Также они опасались повреждения старинных интерьеров.

Искусствоведы Михаил Золотоносов, Надежда Пивоварова и Ирина Шалина попытались в судебном порядке добиться отмены распоряжения КГИОП об утверждении предмета охраны дворца, а также согласования комитетом проектной документации на реконструкцию. Им удалось одержать победу в двух инстанциях: в Куйбышевском районном и Санкт-Петербургском городском судах, которые сочли, что "порядок определения предмета охраны был нарушен, а сам предмет охраны научно не обоснован". Однако в июне нынешнего года Третий кассационный суд по жалобе КГИОП направил дело на новое рассмотрение в Куйбышевский суд (поскольку кассация сочла, что нижестоящие инстанции не учли всех доводов, отдавая предпочтение одной стороне).

Любопытно, что Минкульт предпочел дистанцироваться от спора, оставив в своем отзыве решение на усмотрение суда. У музея же формально появился шанс вернуться к своему проекту и в каком–то виде его реализовать. Правда, как сообщил "ДП" заместитель генерального директора по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Русского музея Владимир Баженов, 5 августа КГИОП отменил свое распоряжение об утверждении предмета охраны Михайловского дворца. В связи с чем ранее согласованная КГИОП проектная документация на реконструкцию внутренних дворов Михайловского дворца "не подлежит реализации", заявил замдиректора.

Но, в принципе, можно готовить новую. Как стало известно "ДП", вскоре после отмены распоряжения об утверждении предмета охраны КГИОП разместил для прохождения антикоррупционной экспертизы проект нового предмета охраны. Комментируя этот шаг, комитет отчасти признал претензии к порядку утверждения предмета охраны 2016 года. "Городской суд в решении по делу… разъяснил, что правовой акт об утверждении предмета охраны носит нормативный характер, поэтому он издается как нормативный акт с соблюдением процедуры антикоррупционной экспертизы и электронного опубликования. В связи с изданием нового предмета охраны потребуется корректировка проекта приспособления, о чем КГИОП проинформировал ФГУК "Государственный Русский музей", — сообщила "ДП" пресс-секретарь комитета Ксения Черепанова. Она добавила, что новый проект предмета охраны "разработан в отношении всего ансамбля, а не только, как раньше, в отношении главного корпуса". Чем еще новый предмет отличается от старого, собеседница газеты не прокомментировала.

В соответствии с обнародованным проектом предмета охраны охраняются "местоположение и конфигурация" дворов, а также фасады с "историческими оконными проемами". Какие из них являются историческими, не конкретизируется. В пресс-службе Русского музея сообщили "ДП", что не знакомы с проектом нового предмета охраны, подготовленным КГИОП, и не могут его прокомментировать.

В свою очередь, Михаил Золотоносов в комментарии "ДП" предположил, что "о строительстве реально речь не идет уже давно: нет ни денег, ни желания, ничего". Но КГИОП "борется за свой имидж серьезного партнера", который "должен показать, что он в состоянии протолкнуть любой проект несмотря на суды". С этим заявитель связывает продолжение комитетом судебной баталии. Золотоносов считает, что одна из причин подготовки нового предмета охраны — попытка комитета помешать проведению историко–культурной экспертизы, о которой истцы ходатайствовали для подтверждения своих доводов при новом рассмотрении дела в Куйбышевском районном суде (следующее его заседание запланировано на сентябрь).


Вадим Кузьмицкий, фото Антон Ваганов
Источник: Деловой Петербург
https://www.dp.ru/a/2020/08/24/Dvorcovie_perevoroti



Главная примета последних месяцев — реализация утопий

Как это все же правильно, что постпандемийная эпоха приносит с собой окрыляюще громадные проекты. Было бы так скучно строить новые больницы, улучшать и модернизировать старые, вплотную заниматься качеством работы поликлиник, создавать впрок большие запасы средств индивидуальной защиты, разбивать маленькие скверики и ставить скамейки, снабжать всех детей из малоимущих семей компьютерами, продумывать потенциально эффективную систему обеспечения пожилых сограждан всем необходимым на случай карантина — и так далее. Занудство.

Другой момент. Тут иные скажут, что главный русский вклад в мировую культуру — это литература XIX века с ее вниманием к маленькому человеку и ненасытным состраданием. Нет. Забудьте. Наша главное наследие — имперская пышность. Нужно придумывать красоту, именно она всех спасет. Недаром это утверждал певец униженных и оскорбленных. Понимал, что именно она (красота) кого–то уведет в Царство Божие, а кому–то даст насладиться Царствием Земным. Именно потому главная примета последних месяцев — реализация утопий. К примеру, решительно взялись за Почтовый квартал. Туда и город, и "Почта России" вложат много миллиардов. Ну сами подумайте — ведь рядом практически нет музеев, надо их создавать! Не все же в Эрмитаж ходить да в Юсуповский. Обязательно устроим еще один музей Ломоносова (ладно что насквозь придуманный), специально для почты. Да, концертных залов там тоже мало! Ну и пусть стоит Мариинка с ее тремя большими и пятью малыми залами, да и филармония надоела. Где Гергиеву играть? Не все же у себя — даешь переоборудование зала Главпочтамта! Ну и всякие тренинги с мастер–классами для хипстеров можно проводить, не только же в Новой Голландии им тусоваться. Под это ДК связи переиначат, а то простаивает без толку. А письма с посылками в наше время все равно никто не отправляет.

Все мы горды тем, что будут строить колокольню Смольного собора. На сторону "воссоздания" переходят все новые большие имена. Вот и архитектор Мамошин переметнулся. Еще держатся Явейн, Земцов и Атаянц, другие молчат.

Только вот не надо Смольным ограничиваться! Воронихин мечтал построить две колоннады Казанского собора, а между ними еще и третью, напротив ограды. Пора бы приступить! А Росси, кстати, предлагал между павильонами Адмиралтейства сделать арки. Очень красивый эскизный проект — в наличии. Самое время возвести. А все дома с Адмиралтейской и от Казанского передвинуть — есть ведь современные технологии! — к примеру, на место Балтийского завода, а его наконец перенести из центра города. Представляете, какая бы набережная возникла у самого моря? Подлинный XIX век. А ведь есть еще и модель маяка для Кронштадта авторства Николо Микетти!

Да, кстати, а что это про стадион "Петровский" все забыли? Тоже можно преобразовать. Надо бы его стеклянным куполом накрыть, так сейчас модно. И устроить многофункциональный дансинг или скейтинг–ринг. А иногда как хоккейную арену использовать, а то даже с новым необъятным СКК у нас их маловато будет. Ну или в крытый ипподром еще можно превратить.

Не стоит ограничивать свои фантазии! А тем, кто возражает, — морду бить. У культурных людей это принято, у духовной элиты. Мне тут как раз создатель лучших актерских фотографий 1970–1980–х звонил и пообещал, что именно это мне и светит. Тут–то и подумалось, как же повезло покорительнице Крыма и создательнице Эрмитажа, что она не с нами. Ведь именно из-за Великой Екатерины колокольню Смольного не построили. А что если ей за это лицо на памятнике позолотить, чтобы никому неповадно было с красотой бороться?


Алексей Лепорк
Источник: Деловой Петербург
https://www.dp.ru/a/2020/08/24/Ne_ogranichivajte_fantazi


Возврат к списку

Наверх