Дягилев, его друзья и большевики

Дягилев, его друзья и большевики 17.11.2020

В Шереметевском дворце открылась выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». 135 портретов друзей и хороших знакомых Сергея Дягилева. Обязательна для посещения теми, кто интересуется искусством прошлого века. Сергей Дягилев прожил треть столетия и знал всех, кто в то время засветился.

Респект Наталье Метелице, директору Театрального музея, и ее молодой команде, создавшим проект по европейским стандартам. Когда не из того, что под рукой, а сначала концепция и под нее – поиск материала. В данном случае привлечены Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, региональные российские музеи. И – внимание – Центр Помпиду, Художественный музей Руана, Национальная галерея современного искусства Турина, Архив Chanel, коллекционеры из России, Италии, Франции, Бельгии.

Под портретами размещена двойная хронологическая линейка. Биография Дягилева – премьеры «Русских сезонов», воспоминания современников. И события мировой истории.

Финальная, двенадцатая глава выставки называется «Невозвращение блудного сына». После Февральской революции Временное правительство решило назначить Дягилева министром искусств, чтобы он организовал культурную жизнь новой России. Дух захватывает от того, чтобы мог сделать Дягилев, если бы не большевики. Впрочем, мудрый Александр Бенуа еще до Октябрьского переворота заметил в своем дневнике: «Мне казалось, боязно тревожить Сережу, отрывать его от его европейской деятельности для того, чтобы снова ему поднести горькую чашу нашей российской бестолочи».

Был момент в начале 1920-х годов, когда у Дягилева наметился роман с советской властью. В 1922-м композитор Сергей Прокофьев заметил в дневнике, что Маяковский, будучи в Париже,  читал стихи Дягилеву, и они привели его в восторг. В 1923 году Маяковский пишет Дягилеву: « Разговор о возможной демонстрации искусства моих парижских друзей принят весьма сочувственно. Готов к услугам любого калибра и веса».

В 1924 году Дягилев получил советскую визу. Маяковский из Парижа наставляет Осипа Брика: «Будь путеводной звездой Сергею Павловичу – покажи в Москве все, что надо смотреть. Если С.П. не понравится Родченко, Лавинский, Эйзенштейн и др., смягчи его икрой».

Луначарского он информирует: «Конечно, опарижившиеся бывшие русские сильно пугали С.П. Москвой. Однако пересилило желание, а также мои утверждения, что мы деликатностью и грацией превосходим французов, а «деловитостью» – американцев».

Но Дягилев не приехал. Возможно, узнав об аресте братьев Валентина и Юрия. Первый позже погиб на Соловках.

Но роман с Россией на этом не закончился. В 1925 году Дягилев заказал Прокофьеву балет «Стальной скок»: «Надо Сережа, чтобы вы написали современный русский балет. – Большевистский?- Да»

Позже Прокофьев – в письме Дягилеву: «Мы придумали как раз то, что нужно: аполитично, характерно для эпохи (любовь на фабрике)». Дягилев приглашает в качестве режиссера Всеволода Мейерхольда. Тот через художника спектакля Георгия Якулова отвечает: «Уважаемый товарищ, по целому ряду причин не могу согласиться на предложение г. Дягилева (Париж) срежиссировать в его представлении». Судя по стилю, Мейерхольд чувствовал, что над ним сгущаются политические тучи.

Премьера «Стального скока» состоялась 7 июня 1927 года. Но Дягилев не успокоился, через год он пытался организовать в Париже «общий сезон» с Театром Мейерхольда. Из письма к Сергею Лифарю: «Всякая политическая подкладка будет с его стороны абсолютно исключена. Убежден, что он талантлив и нужен именно сейчас, завтра, уже, может быть, поздно».

Но было уже поздно.


В.Ш.
Источник: Город 812
https://gorod-812.ru/dyagilev-i-drugie-135-portretov-kotoryh-eshhe-ne-videli-v-peterburge/


Возврат к списку

Наверх