Это не граффити!

Это не граффити! 17.04.2019

В Петербурге уже несколько месяцев обсуждают закон о легализации стрит-арта, а горожане оттирают монетками любимые работы уличных художников, закрашенные коммунальными службами. Несмотря на интерес к искусству на городских стенах, петербуржцы, парламентарии и СМИ до сих пор путают жанры уличного искусства. «Собака.ru» попросила куратора и сооснователя Института исследования стрит-арта Альбину Мотор разъяснить «по понятиям» как отличить стрит-арт от паблик-арта, а неомурал от визуальной пропаганды?

Граффити

Как выглядит? Рисунки, похожие на профессиональные книжные иллюстрации, — это не граффити. Граффити — это тег или шрифтовая композиция с именем автора или названием команды, к которой он принадлежит. Пример: анонимная группа «Осколки», у которых сформировался собственный «ломаный», навеянный русским авангардом стиль надписей. Еще один вариант граффити — мультяшный персонаж. Самый распространенный в Петербурге — человечек художника Самка, который поселился на стенах почти каждого городского района (особенно их много на набережной Смоленки в районе Уральской улицы). К культуре граффити относится и стикер-бомбинг.

Для кого? Для своих. Граффити — это глобальная субкультура и способ общения внутри сообщества. Райтеров не волнует, поймут ли их работы горожане. Граффити — нелегальная практика, и в этом ее суть.

Стрит-арт

Как выглядит? Рисунки, инсталляции, постеры и трафареты — стрит-арт может выглядеть как угодно. Это несогласованная интервенция художника в городское пространство, работу могут закрасить коммунальщики уже через пару часов. В отличие от паблик-арта, стрит-арт никто не заказывает, а художник может быть анонимным.

Для кого? Для всех, кто успеет увидеть. В отличие от граффити, стрит-арт-работы понятны широкому кругу и популяризируют идею свободного высказывания или действия.

Визуальная пропаганда

Как выглядит? Если вы видите на брандмауэре изображение исторических персон или прославление военных побед — это визуальная пропаганда. В этом направлении работает художник Павел Шугуров, патриотические работы на стенах Петроградской стороны — его рук дело.

Для кого? Для широких слоев населения.

Монументальное искусство

Как выглядит? Масштабное произведение искусства, выполненное по академическим канонам профессионалами-монументалистами на заказ. Стрит-арт и даже паблик-арт работают с актуальной повесткой, а монументальное искусство — вне времени. Например, мозаики, которые украшают ТЮЗ, мозаичные панно на станциях метрополитена — это монументальное искусство.

Для кого? Для вечности.

Паблик-арт

Как выглядит? Произведение искусства в форме масштабной росписи, объекта, инсталляции, перформанса, которое выполнено для общественного пространства профессионалами. Стиль и жанр изображения могут быть любыми.

Для кого? Для фестиваля или города. У паблик-арта, в отличие от стрит-арта, всегда есть заказчик, а автор не скрывает свое имя. В Петербурге проходит международный «Арт-проспект», в котором участвуют такие петербургские художники, как Андрей Люблинский и Стас Багс.

Неомурализм

Как выглядит? Масштабный рисунок на стене или брандмауэре, иногда высотой несколько метров. Для создания нео-муралов используют подъемную технику, проекторы и много дорогих художественных материалов, поэтому они редко бывают «партизанскими».

Для кого? Для заказчика. Неомуралы делают чаще стрит-артисты, чем художники-монументалисты. Жанр востребован у застройщиков многоэтажных жилых комплексов: огромный красочный рисунок освежает однотипную архитектуру.

текст: Альбина Мотор, Александра Генералова

Фото: Работа Паши Каса на Суворовском проспекте, получившая народное название «Дверь в советский Новый год»

http://www.sobaka.ru/city/city/89061


В Петербурге расскажут, как соединить новые тренды в развитии города с сохранением истории и культуры

В центре дизайна и архитектуры ArtPlay с 17 по 20 апреля в рамках завершающей сессии школы Masters в рамках V Международного форума пространственного развития урбанистическое событие «Новая искренность Петербурга — откровения о городе».

На мероприятии решат, как соединить новые тренды в развитии города с сохранением культурной и исторической идентичности Петербурга и расскажут, как сместить фокус внимания от стабильности к развитию.

Участниками обсуждения станут совладелец книжного магазина «Подписные издания» Михаил Иванов, артист и хореограф Мариинского театра Максим Петров, председатель благотворительной организации «Ночлежка» Григорий Свердлин, художник и режиссер Вера Мартынов и коллекционер и основатель «Школы Masters» Полина Бондарева.

А еще, там будут креативные пространства, проектные сессии и мастерские, форумы и деловые встречи, лекции и мастер-классы. Чтобы попасть на «Новую искренность Петербурга — откровения о городе», нужно зарегистрироваться здесь https://www.urbanchange.ru/

Ранее «Собака.ru» рассказывала про Алексея Онацко — специалиста по урбанистике не в теории, а на практике: он начинал с рейвов и выставок на заброшенных заводах, набил руку на реновации объектов в Москве, а теперь взялся за пространство «Порт Севкабель» и обещает нам Бруклин в районе Гавани.

http://www.sobaka.ru/city/city/89147


Возврат к списку

Наверх