Фестиваль «Опера – всем» стартует в Петербурге 8 августа

Фестиваль «Опера – всем» стартует в Петербурге 8 августа 03.08.2020

Некоторые думали, что любимый фестиваль «Опера – всем», который много лет проходил в июле, этим летом не случится. Но Роспотребнадзор все-таки разрешил его провести.

Конечно, будут ограничения: людей станет меньше, рассажены они будут в шахматном порядке, маски и перчатки тоже никто не отменяет.

Будут особо приглашены врачи – жест благодарности за их самоотверженную работу.

Обычно фестиваль начинался 12 июля, в день святых Петра и Павла, русской оперой на Соборной площади Петропавловской крепости. В этом году IX фестиваль стартует в субботу, 8 августа.

В день открытия Дворцовый мост разведут под одну из оперных арий. А вот под какую именно – решат петербуржцы. Выбор можно сделать в социальной сети «ВКонтакте» в группе комитета по культуре Петербурга. Список произведений составлен художественным руководителем Мюзик-холла Фабио Мастранджело. В нем присутствуют «Риголетто», «Евгений Онегин», «Кармен», «Князь Игорь», «Богема», «Турандот», «Сказка о царе Салтане», «Пиковая дама», «Алеко». Голосование продлится до 6 августа.

В этот же день в 20.00 на традиционном месте на Соборной площади Петропавловской крепости, по традиции, покажут русскую оперу «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Поставил спектакль Вадим Милков-Товстоногов.

12 августа в 19.00 на Елагином острове – опера Александра Даргомыжского «Русалка» в постановке Игоря Архипова. В воскресенье, 16 августа, в 17.00 на площади Растрелли возле Смольного собора представят оперу Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки», которая идет в России чрезвычайно редко (постановщик Дмитрий Отяковский).

Закроется фестиваль 22 августа в 17.00, по традиции, на Парадном плацу Екатерининского дворца оперой Моцарта «Волшебная флейта». Поставил спектакль арт-директор фестиваля Виктор Высоцкий.

Поскольку в этот раз из-за пандемии организаторы не смогут допустить на open-air всех желающих, особое внимание уделят онлайн-трансляциям.

«Бориса Годунова» покажет канал «Санкт-Петербург» и портал Министерства культуры «Культура.РФ», «Русалку» можно будет посмотреть на «Культура.РФ» и на сайте Мюзик-холла. Эксклюзивная прямая трансляция редкой оперы Беллини пройдет на общероссийском канале «Все ТВ». Прямую трансляцию «Волшебной флейты» проведет опять же телеканал «Санкт-Петербург».

Источник: Санкт-Петербургские ведомости
https://spbvedomosti.ru/news/culture/festival-opera-vsem-startuet-v-peterburge-8-avgusta/


В Мариинском театре впервые после карантинной паузы исполнили «Аиду» Верди

В Мариинском театре на фестивале «Звезды белых ночей» впервые после карантинной паузы исполнили «Аиду» Верди как полноценный спектакль. За пультом был Кристиан Кнапп. Партии соперниц исполнили сопрано Татьяна Сержан и меццо-сопрано Екатерина Семенчук.

Этот спектакль-старожил впервые примерил на себя просторное пространство Новой сцены Мариинского театра. Историческая площадка, хоть и открылась 1 августа, может принять вдвое меньше зрителей, согласно регламенту хладнокровного Роспотребнадзора. В то время как в Мариинский-2 могут прийти не меньше тысячи посетителей. А спрос сегодня на оперу и балет в стране высок, поскольку до осени они не пойдут ни в одном другом театре.

Возвращение «Аиды» ставило перед театром решение проблемы хоровых сцен, на которые Роспотребнадзор установил запрет. Однако сцены с участием хора все же были, поскольку без них эта египетская опера-фреска полностью утрачивает смысл. Маэстро Гергиев занял на свой страх и риск сторону Верди, который очень любил хоровые сцены, считая их необходимыми и для исторической достоверности, и чтобы так или иначе вызвать реакцию современников, и как противопоставление общественного, коллективного частному, индивидуальному.

Михаил Булгаков, а вслед за ним и его герой – профессор Преображенский в «Собачьем сердце» не зря любили ходить по вечерам на «Аиду», напевая мелодии арий главных героинь этой оперы. Опера в этой повести фигурирует как атрибут цивилизации в противовес одичанию. Не случайно начал с «Аиды» и Валерий Гергиев, прекрасно понимая, как много сил ему и слушателям может дать оперный шедевр, где затронуты все важные аспекты человеческого бытия. В распоряжении младшего коллеги Гергиева Кристиана Кнаппа был несколько сокращенный состав оркестра, и времени на выстраивание изящного баланса ему явно не хватило, с координацией солистов и оркестра было слишком много проблем. Если в оркестре возникало форте, то забивало все живое на сцене.

Спектакль решен в ультратрадиционном ключе, с максимумом статуарных поз в духе пыльного историзма, и именно оркестр должен обеспечивать действу естественную пульсацию ритма жизни. Но оркестровые фасады в этот раз буквально трещали по швам, дирижер местами «спал» в партитуре. Опера держалась на солистах, которые полностью оправдывали название фестиваля – «Звезды белых ночей».

Все четыре главные партии занимали «солисты первого положения», послушать которых приезжают со всего мира. Радамеса пел Олег Видеман, показав богатырскую теноровую ширь, готовый петь только громко, местами переходя на крик, он был мало способен к нюансам. Баритон Алексей Марков поразил в партии отца Аиды Амонасро спортивной фигурой и филигранным изяществом фразировок.

Аида в исполнении Татьяны Сержан получила долгие заслуженные овации. Эта певица умеет создать ощущение другой реальности – реальности мира эмоций и чувств, очистительных страстей. Заглавная героиня в ее лице обретает натуру сильную и хрупкую одновременно, бесконечно женственную и в то же время наделенную необъятной природной властью. Ее голос завладевает слушателем с первой до последней ноты.

Екатерина Семенчук, исполнявшая партию Амнерис в разных театрах мира, стремилась показать неоднозначность чувств соперницы. Большую половину оперы она держалась как небожительница, неприкасаемая, недвижимая. В сцене конфликтного дуэта двух героинь, в котором Амнерис стремится правдами и неправдами выяснить у Аиды, любит ли она Радамеса, Екатерина красноречивым сочувствующим жестом показала, что способна понять трагизм положения. В картине же судилища меццо-сопрано словно очнулась, начала новую оперу, поняв, как рушится когда-то безоблачный мир ее героини. Она так разыгралась и вошла в роль, что на волне эмоций даже забыла начало фразы, но быстро опомнилась и догнала оркестр, несшийся навстречу кульминации. Мастерица нюансов от шепчущих пианиссимо до клокочущего фортиссимо, она не только пела, но драматически играла, не жалея чувств, рыдая в паузах, узнав о жестоком приговоре Радамесу. Опера в ее устах давала слушателям понять, что жить без нее решительно невозможно.


Владимир Дудин, фотограф Наташа Разина
Источник: Санкт-Петербургские ведомости
https://spbvedomosti.ru/news/culture/muzey-russkiy-levsha-vozobnovil-rabotu-/


Возврат к списку

Наверх