Футуристы и Грабарь в Русском,

Футуристы и Грабарь в Русском, 27.07.2021

В Михайловском замке открылась выставка итальянских и русских футуристов

В Михайловском замке можно увидеть, как представляли себе будущее художники 100 лет назад. Здесь открылась выставка «Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций Москвы».

–  Подготовить международную выставку в таких экстремальных условиях, как сегодня, сложно. Но нам это удалось. Выставка делится на две части: русскую и итальянскую. Причем итальянские вещи в большинстве своем я увидел впервые, ведь коллекция Маттиоли до этого не покидала Италию, –  сказал на вернисаже директор Русского Владимир Гусев.

Начинается выставка с залов, где представлены картины русских футуристов, многим из нас они хорошо знакомы: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, братья Бурлюк, Аристарх Лентулов, Казимир Малевич...

В другой анфиладе выставочных залов –  итальянцы: 26 работ, известных большинству из нас только по репродукциям: Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джорджо Моранди, Луиджи Руссоло...

Интересно сравнить. Вот словно по заказу –  два велосипедиста: кисти Натальи Гончаровой и Умберто Боччони. У Гончаровой сохраняется фигуративность –  мы видим мужчину в серых брюках, коричневой рубашке и картузе, который, согнувшись, мчит по улицам. А фон –  словно хаос, будто и мы летим по городу вместе с велосипедистом, а мимо проносятся дома, деревья, вывески. Мы не видим их четко, картинки мелькают, сливаются друг с другом. Так передается скорость –  божество нового времени, когда с помощью различных механизмов человек начинает пожирать пространство огромными кусками, все быстрее и быстрее.

У Боччони важная для футуристов идея скорости и движения в изображении велосипедиста доведена до абсолюта. Здесь нет и следов человека и машины, есть только вихрь линий и цветовых пятен, вроде бы хаотичных, но на самом деле организованных единым ритмом, передающим быстрое движение вперед.

В картине Джино Северини «Танцовщица в синем», одной из самых притягательных на выставке, изображение балерины тоже рассыпается, двоится, троится... Мы словно видим ее в разные моменты танца одновременно, она кружится, мелькает ее роскошное платье, синий цвет которого дан в разных оттенках и подчеркнут блестящими пайетками.

Напоминает о знаменитой танцовщице Лои Фуллер, которая стояла у истоков модернистского балета, и о ее объемных платьях, на которые шли метры и метры шелка. Наряд вторил ее вихреобразным движениям.

Футуризм развивался параллельно в Италии и России, где часто употребляли слово «будетляне» –  с легкой руки поэта Велимира Хлебникова.

«Футуризм для нас, молодых поэтов, –  красный плащ тореадора», –  писал Маяковский. Футуристы –  и поэты, и художники –  словно дразнили публику, о чем свидетельствует и манифест, опубликованный в сборнике «Пощечина общественному вкусу» (можно увидеть на выставке в витрине).

На прошедшей несколько лет назад в Театральном музее выставке «ОбличьЯ» речь шла о внешнем, эпатажном, облике футуристов. Там демонстрировались лоскуты желтой кофты Маяковского и кусок розового муара –  от его смокинга. Другие футуристы не отставали от него и не только одевались вызывающе, но еще и раскрашивали себе лица.

Когда в Россию из Италии приехал Маринетти, автор футуристического манифеста, богемная публика, собравшаяся в «Бродячей собаке», была несколько разочарована его внешним видом –  красивый, но какой-то совсем обыкновенный, одетый в элегантный костюм, как буржуа. Он говорил о том, что гоночный автомобиль красивее Ники Самофракийской, что туризм губит Италию, так как продает прошлое, тогда как будущее страны –  в промышленных городах –  Милане, Турине...

Наши футуристы, призывавшие сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с корабля современности, думали, что будущее принадлежит им –  молодым, талантливым, смелым. Но они ошибались. Один из представителей художественной богемы той бурлящей эпохи поэт Бенедикт Лившиц в мемуарах «Полутораглазый стрелец» писал, как возвращался под утро из «Бродячей собаки» на Петербургскую сторону на трамвае, который развозил рабочих по фабрикам: «В зеркальном стекле я видел свое отражение: съехавший на затылок цилиндр, вытянутое лицо, тяжелые веки... На меня смотрит в упор... пожилой рабочий в коротком полушубке. В глубине запавших орбит –  темное пламя ненависти. Мне становится не по себе».

Будущее принадлежало этому рабочему. А Лившица в 1937-м арестовали по «ленинградскому писательскому делу» и через год расстреляли. Роман авангарда с революцией продлился несколько лет. Кого-то из художников и поэтов постигла участь Лившица. Другим повезло, они смогли эмигрировать. Исполнились ли пророчества? Отчасти. Машины совершенствуются, скорости увеличиваются, войны не прекращаются. А вот попытка создать нового человека провалилась.

Эта выставка –  благодарность итальянской стороны за русских «амазонок авангарда», чьи работы выставлены сейчас в Милане: Варвару Степанову, Любовь Попову, Ольгу Розанову, Александру Экстер. Кстати, миланская выставка «Божественные и авангардные» пользуется таким успехом, что ее продлили.

Диалог русских и итальянских футуристов в Михайловском замке продлится до октября. Позднее коллекция, еще в 1972 году признанная национальным достоянием Италии, войдет в постоянную экспозицию Пинакотеки Брера в Милане.

Зинаида Арсеньева
Источник: Санкт-Петербургские ведомости
https://spbvedomosti.ru/news/culture/v-mikhaylovskom-zamke-otkrylas-vystavka-italyanskikh-i-russkikh-futuristov/


Русский музей отметит юбилей Игоря Грабаря выставкой

В корпусе Бенуа (филиале Русского музея) с 23 июля доступна выставка импрессиониста Игоря Грабаря. Знатокам Грабарь (1871–1960) знаком в основном как искусствовед — именно он составил первый многотомник по истории русского искусства. Но кроме этого Грабарь был важной фигурой Серебряного века и сильным менеджером от искусства — приложил руку к созданию экспозиции Третьяковской галереи, боролся с расхищением коллекций в раннесоветский период, много внимания уделял реставрации.

Русский музей покажет больше ста работ Грабаря, в корпус Бенуа привезут вещи из Третьяковки и частных собраний, будут и архивные материалы. Как и многие художники, сформировавшиеся к началу XX века, Грабарь был полифоничен. Занимался и живописью, и историей искусства (как и Александр Бенуа, выставка которого тоже недавно прошла в Русском музее), после революции боролся с расхищением музеев и частных коллекций. Работал и с театрами, бывал в экспедициях Российской академии истории материальной культуры, где изучал Север, руководил московскими Центральными реставрационными мастерскими, лично участвовал в реставрации «Троицы» Андрея Рублева. Именно Грабарь готовил бригады экспертов, которые добывали из европейских музеев трофейные экспонаты для восполнения потерь советских коллекций в Великую Отечественную.

Словом, личность знаковая, но как художника Грабаря вспоминают нечасто. Юбилейная выставка — повод присмотреться.

Выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения» пройдёт в корпусе Бенуа Русского музея с 23 июля по 20 сентября.


Анастасия Семенович
Источник: Фонтанка.ру
https://www.fontanka.ru/2021/07/22/70038434/



В Петербурге открылась выставка о сражении на Лужском рубеже

В Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда (Соляной пер., 9) открылась выставка, посвященная 80– летию сражения на Лужском рубеже. Казалось бы, все уже давно о нем известно, написаны сотни публикаций, десятки книг. Что еще нового можно представить широкой публике?

–  Да, оборона Лужского рубежа, где впервые в ходе войны на длительное время было остановлено продвижение немецких войск, не относится к числу забытых событий битвы за Ленинград. Однако есть определенные нюансы, на которые стоит обратить внимание, –  поясняет куратор выставки Виталий Бондарь. –  Например, обычно говорится, что на строительство оборонительной линии ленинградцы отправлялись исключительно добровольно. Да, патриотический порыв, несомненно, был, с этим никто не спорит, но горожан все-таки мобилизовывали на эти работы. Среди них, кстати, оказалось немало школьных педагогов, которые были на каникулах.

А вот другой «нюанс». Из художественных фильмов хорошо известен текст фашистской листовки, обращенной к строителям Лужского рубежа: «Ленинградские дамочки, не ройте ваши ямочки. Через ваши ямочки проедут наши таночки». Как отмечает Бондарь, известно достаточно много вражеских листовок первых месяцев войны, в том числе и тех, что были разбросаны над рубежом, но прокламации с таким текстом пока нигде не обнаружено. Не исключено, что она –  плод кинематографических легенд.

Зато среди экспонатов выставки есть подлинные вражеские листовки, найденные поисковиками на Лужском рубеже среди обломков сбитого немецкого самолета. Текст одной из них, обращенной к жителям города, гласит: «Ваше положение безнадежно. Всякое сопротивление бессмысленно... Единственное спасение для вас –  это окончание борьбы...».

Основной наступательной тактикой врага служили танковые прорывы. На выставке представлены средства борьбы против немецкой бронетехники, доступные защитникам Лужского рубежа. Противотанковых пушек не хватало, противотанковых ружей не было. Поэтому бойцам чаще всего приходилось вступать с танками в личное единоборство. А оружием служили бутылки с горючей смесью и гранаты, которые изготавливались на ленинградских предприятиях. 

РПГ– 41, разработанную в июле 1941 года на заводе «Северный пресс», называли «Ворошиловский килограмм».

Обстановка на фронте складывалась очень сложно, в бой часто приходилось бросать даже будущих офицеров. То же происходило и на Лужском рубеже.

Хорошо известно про подвиг подольских курсантов в битве за Москву. Но почему-то в тени остается подвиг ленинградских курсантов, в частности, Ленинградского пехотного краснознаменного училища имени Кирова, квартировавшего в бывшем Воронцовском дворце на Садовой, 26. Они пали на Лужском рубеже, но не пропустили врага.


Сергей Евгеньев
Источник: Санкт-Петербургские ведомости
https://spbvedomosti.ru/news/culture/v-peterburge-otkrylas-vystavka-o-srazhenii-na-luzhskom-rubezhe/


Возврат к списку

Наверх