Глицерин и «Крамбамбули»

Глицерин и «Крамбамбули» 21.01.2020

Из самых нехитрых подручных средств, если постараться, в домашних условиях можно изготовить «ксерокс» столетней давности. Тогда он назывался гектографом. Рецепт прост: смешать в маленькой ванночке желатин (или столярный клей) с глицерином, поставить на несколько часов на холод, чтобы вещество «скрепилось». И все - мини-типография готова. Теперь надо приложить к заготовке текст, получить оттиск... «Ксерокса» хватит на несколько десятков копий.

Обо всех этих подробностях можно узнать на выставке «Господин петербургский студент», открывшейся в музее «Разночинный Петербург» в Большом Казачьем переулке, 9. Там гектограф, изготовленный сотрудниками, стал интерактивным экспонатом: посетители охотно пробуют свои силы в напечатании всяких мелочей.

Кстати, подобным устройством пользовались не только подпольщики-революционеры, но и студенты, которые с его помощью множили шпаргалки, записки, объявления, даже конспекты лекций.

Почему в названии применительно к студенту фигурирует слово «господин»? Потому что в дореволюционной России студентом мог стать далеко не каждый. Учеба в вузе была фактически привилегией. Диплом об окончании государственного вуза давал право на 10 - 13-й чины «Табели о рангах», что приравнивалось к коллежскому или губернскому секретарю.

Посетителей встречает галерея кукол Галины Ишимикли - фигурки студентов, по форме каждого из которых можно было безошибочно определить, в каком вузе он учится. Точнее - по цвету канта, по пуговицам на тужурке, по фуражке... Синий кант и темно-зеленая фуражка с синим околышем - воспитанник Университета. Вензель императора Александра III на наплечниках – значит, молодой человек из Электротехнического института... А вот щеголь из Института гражданских инженеров - с малиновым кантом на сюртуке, с тросточкой и с чертежами в руках.

- Изготовление формы учащиеся вузов оплачивали сами. Те, кто победнее, покупали поношенную, - поясняет куратор выставки Елена Техова. - Повседневной одеждой не очень обеспеченного студента была тужурка. Под ней часто носили косоворотки, нередко красного цвета, что могло уже говорить о революционных симпатиях... Те, кто располагал средствами, ходили, как правило, в форменных сюртуках. Их пренебрежительно называли «белоподкладочниками» - за белый цвет шелковой подкладки.

Но они все-таки оставались в меньшинстве. Остальные зачастую бедствовали и вспоминали потом, как снимали одну комнату на двоих и нередко довольствовались чаем с хлебом. Проблема была и с учебниками: они многим были не по карману. Чтобы сэкономить, использовали литографированные лекции: кто-то из студентов вел конспект, а затем, с согласия преподавателя, рукопись отдавали в печать небольшим тиражом.

Долгое время студентам не позволялось жениться: мол, чтобы ничто не отвлекало их от наук, и только в начале ХХ века Министерство народного просвещения отменило этот запрет. На выставке - фото студента-технолога с женой. Рядом - приглашение на свадьбу: венчание в церкви Технологического института, а банкет - на историко-филологическом факультете Университета.

Студенты - народ веселый: их невозможно представить без пения: под гитару, хором... Популярностью пользовались «Дубинушка», «Через тумбу, тумбу раз», «Укажи мне такую обитель»... Варили пунш - обязательно напевали «Крамбамбули». Надевайте наушники, слушайте эти песни и погружайтесь в прошлое, которое в чем-то очень похоже на настоящее...

Сергей Глезеров

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

https://spbvedomosti.ru/news/culture/glitserin-i-krambambuli-o-chem-rasskazyvaet-vystavka-gospodin-peterburgskiy-student-/


Большая выставка печатной графики открылась в Союзе художников Петербурга

В Союзе художников Петербурга открылась большая выставка печатной графики. Более 200 участников, около 600 произведений. Зрелище получилось и занимательное, и поучительное.

На вернисаже участники выставки не раз повторяли, что ждали этого события 36 лет. Это, конечно, образ, многие художники-графики пребывали в 1984 году в самом нежном возрасте. Но действительно, предыдущий подобный проект был показан в этих же стенах, тогда именовавшихся залами ЛОСХа - Ленинградского отделения Союза художников - еще до перестройки. С тех пор утекло столько разной воды, что любые сравнения и сопоставления представляются надуманными.

Но современные петербургские графики гордятся своими корнями, ведут свою родословную от Экспериментальной графической мастерской ЛОСХа, которая существовала с 1933 года до середины девяностых. Поэтому, задумывая нынешнюю выставку, петербургский Союз художников пригласил участвовать в ней не только действующих авторов, но и коллекционеров, которые хранят и собирают произведения ленинградских графиков, покинувших этот мир. В итоге временной диапазон выставки - от «Портрета печатника Ивана Пожильцова» Георгия Верейского, созданного в 1947 году, до произведений 2019 года. Кстати, Пожильцов был многолетним соратником Верейского: в годы блокады он печатал плакаты «Боевого карандаша».

3Portret_Pr.jpg

А дальше надо было сделать выбор - показывать ретроспективу отдельным блоком или отступить от хронологического принципа. Организаторы достаточно смело выбрали второй путь. Отчасти это объясняется тем, что надо было уместить 600 работ в сравнительно небольших четырех выставочных залах. Но только отчасти. Художники-графики решили проверить, выдержат ли они неизбежное (в случае смешанной развески) сравнение с классиками.

Поиск ответа на этот вопрос и есть интрига для зрителя, она же - главное достижение этой выставки. На мой взгляд, классики победили за явным преимуществом. Литографии Александра Ведерникова «У берегов Невы», Бориса Ермолаева «Вышивальщицы», Веры Матюх «Портрет художника Галины Молчановой» и «На велосипедах» своей академической строгостью выгодно отличаются от современных произведений, где много профессиональной выучки и технических наворотов, но они, что называется, не цепляют. А скромные по размерам экспрессивные линогравюры «Мост Лейтенанта Шмидта» Гаги Ковенчука и «Царскосельский пейзаж» Рихарда Васми, литография «Пряжка» Олега Фронтинского взгляд останавливают... Пожалуй, из современных работ такой притягательной силой обладает портрет «М. С. Горбачев» Александра Зайцева. Он создан в 1989 году, но в нем видна будущая драма большого политика.

Николай Кононихин, коллекционер и исследователь ленинградской печатной графики, назвал свою статью в каталоге выставки «Эстамп - уходящая натура?», тем самым обозначив еще один важный сюжет этого проекта. Когда в начале 1960-х годов в СССР был в очередной раз поднят лозунг «Искусство - в массы», эстампы украсили скромные жилища горожан. И художники могли особенно не беспокоиться о заказах, это была забота государства. Сейчас продажа эстампов (обычный тираж - несколько экземпляров) может не окупить расходов на их изготовление. Массовая публика предпочитает постеры. Эстампы остаются интересны узкому кругу коллекционеров. И многие художники-графики вынуждены навсегда закрыть двери печатных мастерских.

Вадим Михайлов

Георгий Верейский. Портрет печатника Ивана Пожильцова. 1947. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

https://spbvedomosti.ru/news/culture/bolshaya-vystavka-pechatnoy-grafiki-otkrylas-v-soyuze-khudozhnikov-peterburga-/

Выставка открыта до 25 января


Возврат к списку

Наверх