История фотографии в 11 фактах

История фотографии в 11 фактах 15.10.2019

Свыше 70 экспонатов — старые снимки, выполненные при помощи различных технологий, и, конечно, первые фотокамеры — представлены в реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая деревня». Здесь с 12 октября для посетителей открывается выставка «Из истории фотографии». Она позволяет узнать, что такое физионотрас, как раскрашивали старые снимки, и когда в России начали воровать интеллектуальную собственность. А «Фонтанка» вам поможет.

1. Пушкин не дожил до фотографии два года. Предтечей фотографии считают физионотрас — специальный прибор, помогавший даже непрофессионалу зарисовывать профили людей с высоким портретным сходством. Самого прибора, правда, на выставке нет — но есть инструмент похожего принципа действия, камера-люцида середины XIX века: художник видел объект сквозь призму и обводил контуры на листе бумаги. Эта конкретная камера принадлежала дворянской семье Шереметевых.

«Фотография в полном смысле слова существовала уже в 1839 году, так что любимая присказка всех историков: еще бы чуть-чуть — и у нас бы был портрет Пушкина, — рассказывает старший научный сотрудник, хранитель коллекции фотографии отдела русской культуры Эрмитажа Наталья Аветян. — Одна из книг начиналась словами французского писателя и философа, что самым большим его потрясением было, когда ему в руки попал портрет брата Наполеона. Он видел реального человека, и почувствовал связь с той историей, что была почти мифологизирована».

В витрине выставлены изображения, воплощенные на разных носителях — металле, фарфоре, ткани, стекле, металлической пластине, а также раскрашенный и нераскрашенный варианты одной фотографии. Самая старая фоторабота из выставочных относится к 1850-м. Это дагеротип, но история не сохранила для нас имен — ни автора, ни изображенного на портрете господина.

2. Промышленная фотография.

Параллельно с развитием фотографии шел промышленный переворот, случился всплеск археологии. Так что вперед шла не только художественная съемка, но и «прикладная» — от промышленной, военной и интерьерной до археологической. На выставке, например, представлен альбуминовый отпечаток 1890-х с раскопок Херсонеса.

3. Картомания и криминалистика.

«С появлением небольших форматов фотографии люди начинали их собирать, — рассказывает Наталья Аветян. — Например, вы увлекаетесь балетом — собираете портреты балерин, любите оперу, французский театр — собираете изображения. Новое увлечение называлось «картомания». В реставрационно-хранительском центре представлена страница альбома, где рядом расположились снимки императора Александра II; Дмитрия Каракозова, который на него покушался, и Осипа Комиссарова, спасшего царя.

«Люди писали историю по-своему», — замечает куратор. В 1860-е в Европе стало развиваться такое направлении фотографии, как криминалистика. И в 1864 году в России был открыт фотографический павильон Санкт-Петербургской городской полиции при Тюремном замке, а в 1867 году — полицейская фотография в Москве.

4. Кража интеллектуальной собственности. Один из экспонатов — сопоставление двух портретов Тургенева, практически одинаковых. Один — работы С.Л. Левицкого, другой — пересъемка ателье «Везенберг и Ко». «Были мастера успешные, талантливые и те, кто воровали художественные идеи, — поясняет Наталья Аветян. — Некоторые люди могли приобрести фотографию, переснять ее и продать как собственную работу».

Я.В. Везенберг не прятался, был хорошо известен как автор, занимавшийся пересъемкой и распространением чужих работ большими тиражами. Но ведь и к изящным искусствам фотографию не относили, а значит, доказать факт нарушения авторского права было невозможно. Вопрос законодательно решили только в 1912 году.

5. «Создать альбом».

По мере удешевления карточек и уменьшения их формата насущной необходимостью стали фотоальбомы и фоторамки. Приобрести коробку для фотографий стало возможным прямо в ателье, — на выставке представлен как раз такой образец — рамка-складень с портретами графов Шуваловых, созданная во Франции в начале 1860-х.

6. Первые репродукции шедевров мировой живописи. Одним из применений фотографии стало копирование произведений искусства, фоторепродукция.

«Это один из наиболее сложных видов фотосъемки во второй половине XIX века, поскольку автор должен был быть не только мастером с технической стороны, но и обладать художественным вкусом, чтобы уметь понять замысел художника, увидеть произведение и передать его», — рассказывает хранитель коллекции фотографии Ирина Терентьева.

Первый официальным фотографом Эрмитажа был Федор Николаевский. Многие обращались за правом проводить там съемки и потом продавать изображения. В 1855 году зафиксировано первое упоминание о проведении в Эрмитаже фотографических работ, а с конца 1860-х репродукции картин стали появляться в широкой продаже.

7. Как фотография чуть было не стала цветной.

Среди примеров мировой музейной фотографии на выставке есть один французский, и его сразу заметно: он цветной. На снимке Леона Видаля запечатлена алтарная дарохранительница из собрания Лувра. «Это еще не настоящая цветная фотография, — уточняет Терентьева. — С черно-белого негатива делали типографскую матрицу и уже на неё накладывали матрицы других цветов, как в литографии. Но так как изначальная основа была фотографическая, с негатива, изображение было очень детальным, а цвета наносились произвольно. Но на тот момент, а это отпечаток 1870-х годов, это были лучшие цветные изображения». Из-за трудоемкости процесса они не получили распространения.

8. Искусство, а не копирование. Конец XIX — начало ХХ веков в области фотографии начинаются оживлённые художественные поиски. «Фотография от копирования уходит к желанию передать собственное отношение к предмету съемки, эмоций, — рассказывает Ирина Терентьева. — Появляются новые жанры, такие, как ню — съемка обнаженной натуры. Происходит возвращение к старым техникам. Фотография достигла определенного совершенства, и с этого момента почувствовала, что надо вернуться к тому, что было вначале».

Например, на выставке можно увидеть портрет художника Константина Сомова в костюме Алладина — это отпечаток на соленой бумаге (нехарактерная техника для начала ХХ века). Один из первых типов отпечатков, изобретенный еще в 1840-х, давал в качестве эффекта мягкое, нежное художественное изображение.

9. Долгий путь к контактным линзам. Среди марок старинных фотоаппаратов и других приборов внимательный посетитель увидит на выставке знакомую и неожиданную в этом контексте — Bausch and Lomb. Именно популярный ныне производитель контактных линз изготовил затвор для пластиночного шкального фотоаппарата Pony Premo №5, выпускавшегося фирмой Rochester Optical & Camera Company в 1899-1903 годах.

Фотоаппарат пластиночный шкальный Pony Premo №5. Rochester Optical & Camera Company. США. 1899-1903. Красное дерево, металл, стекло, кожа.

Фотоаппарат пластиночный шкальный Pony Premo №5. Rochester Optical & Camera Company. США. 1899-1903. Красное дерево, металл, стекло, кожа.

10. Репортаж. Уникальные кадры дают гостям «Старой деревни» почувствовать себя свидетелями исторических событий — таких, как падение Кампанилы Сан-Марко в Венеции или обрушение Египетского моста в Петербурге. «С появлением желатиновых способов получения негатива и печати изображения у фотографов появляется возможность делать моментальные снимки, фиксировать быстротекущие события — спортивные соревнования, городскую хронику, катастрофы, стихийные бедствия, — подытоживает Ирина Терентьева. — То есть развивается репортажный жанр».

11. Любительское фото — и снова безвестность. В начале XX века профессионалы ужасались ростом любительской съемки: появились те, кто снимает все что ни попадя, фотографы говорили об «эпидемии». Интересно, что бы они сказали сейчас? На выставке представлены несколько снимков с летнего отдыха в начале ХХ века, сделанных, предположительно, в Италии, — однако имена персонажей снова неизвестны.

Посетить выставку возможно по бесплатным билетам в часы работы реставрационно-хранительского центра «Старая деревня». В сам центр можно попасть только с экскурсионным обслуживанием по записи.

Выставка «Из истории фотографии» будет работать целый год.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

https://calendar.fontanka.ru/articles/8778/


Возврат к списку

Наверх