К 100-летию Федора Абрамова

К 100-летию Федора Абрамова 18.02.2020

18 февраля в 17.00 в Новом здании Российской национальной библиотеки (Московский пр., 165) состоится открытие двух выставок к 100-летию со дня рождения Федора Абрамова.

Наследие писателя составляет более 150 художественных и публицистических произведений.

На книжно-иллюстративной выставке «Братья и сестры» будет представлено 350 изданий ХХ - ХХI вв. из фондов РНБ. Раздел «На Пинеге у Федора Абрамова» посвящен семье писателя и его родной деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской области. Центральный раздел «Любое дело начинается с человека и кончается им…» познакомит с народным творчеством, которое бережно хранят «братья и сестры» Абрамова, жители деревень Русского Севера. В третьем разделе выставки «Певец русской деревни» - книги и критические статьи.

Планшетная выставка «Писатель, которого не хватает» подготовлена Архангельской областной научной библиотекой. На 10 стендах будут представлены отрывки из произведений писателя, цитаты из интервью, выступления и высказывания литературных критиков об основных идеях, темах его творчества.

В рамках открытия выставок запланирована презентация сайта, посвященного писателю, будут представлены новые издания.

Мероприятие пройдет в рамках проекта Центра чтения РНБ «Единое культурное пространство России», целью которого является знакомство петербуржцев с просветительскими проектами российских провинциальных издательств и библиотек, новыми книгами, изданными и получившими общественное признание в различных регионах страны.

Выставки подготовлены Российской национальной библиотекой и Архангельской областной научной библиотекой им. Н. А. Добролюбова и продолжат работу до 15 апреля.

https://spbculture.ru/ru/press-office/novosti/8627/


20 февраля в 16.00 состоится презентация новых залов постоянной экспозиции Музея музыки
(Шереметевский дворец – Музей музыки – наб. Фонтанки, 34)

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства представит три новых зала постоянной экспозиции и три ярких сюжета: «Музыкальный салон графов Шереметевых», «Древняя Греция в представлении XIX века», «Парижский кабинет Александра Глазунова».

Музыкальный салон графов Шереметевых расположился в Желтой гостиной парадной анфилады дворцовых залов: именно здесь в первой половине XIX века в домашних концертах выступали Ференц Лист и Гектор Берлиоз, выдающиеся певцы Полина Виардо, Генриетта Зонтаг и Джованни Баттиста Рубини, пианисты Сигизмунд Тальберг и Теодор Дёлер, петербургские композиторы Михаил Виельгорский, Алексей Львов и Михаил Глинка. Душой музыкальных собраний Фонтанного дома была Анна Сергеевна Шереметева (1811-1849), первая жена Дмитрия Николаевича Шереметева, талантливая певица и пианистка.

Об истории семьи Шереметевых в первой половине XIX века рассказывает портретная галерея и визуализированный мультимедийный дневник Анны Сергеевны, который она вела во время путешествия с сестрой Елизаветой по Италии и Франции. О музыкальных собраниях повествуют виртуальный альбом «Гости музыкальных салонов», скрипка и рояль Михаила Глинки, полный струнный квартет (со скрипкой Франческо Страдивари и альтом Ж.-Б. Вийома, который принадлежал Алексею Львову, директору Придворной певческой капеллы и автору гимна Российской империи «Боже, царя храни»). В исполнении именно этого квартета записаны и звучат в экспозиции произведения М. Глинки, Л. Бетховена, Й. Гайдна. В зале также можно послушать популярные романсы и оперные арии, которые посетители музыкальных гостиных 1840-х годов переписывали в свои нотные альбомы.

Древняя Греция в представлении XIX века – это мир идеальных образов, в котором только начинали формироваться представления о различиях в искусстве этрусков, греков и римлян. Определения «этрусский», «греческий», «помпейский» (помпеянский) были синонимами. Так в Фонтанном доме в 1837-38 годах появилась Этрусская гостиная, отделанная архитектором И. Д. Корсини в «помпейском» стиле с фресковой росписью стен и Помпеянским мебельным гарнитуром.

В оригинальном интерьере органично разместилась коллекция музыкальных инструментов Древней Греции и Древнего Рима, реконструированных в конце XIX века под руководством Виктора Маийона группой бельгийских мастеров и подаренных барону К. К. Штакельбергу для Императорского музея музыкальных инструментов. Экспозиция с авлосами, лирами, кифарами, рогами и букцинами, сконструированными в позапрошлом столетии, сопровождается аудиозаписями XXI века, которые воссоздают звучание античных инструментов в соответствии с представлениями современной науки и исполнительской практики.

Парижский кабинет Александра Глазунова реконструирован в приближении к сохранившимся фотографиям. Прославленный композитор, педагог, ректор Ленинградской консерватории уехал из СССР в 1928 году. Обстановка и архив его парижской квартиры, бережно сохраненные приемной дочерью Еленой Глазуновой, были переданы в дар Музею театрального и музыкального искусства в 2003 году. И вот теперь, наконец, подлинная мебель, кабинетный рояль, афиши и программы концертных выступлений композитора и его дочери, редкие рисунки, рукописи и документы воссоздают кабинет Александра Глазунова, каким он был при жизни композитора.

Виртуальная программа «На переломе эпох» рассказывает о непростых условиях жизни Глазунова за границей, о его творческом окружении, дает возможность послушать и посмотреть фрагменты музыкальных сочинений. Личная жизнь композитора представлена в печатном «Семейном фотоальбоме»: с помощью архивных фотографий раскрыты счастливые, гармоничные взаимоотношения с супругой О. Н. Глазуновой и дочерью Еленой. В экспозиции звучит и рояль Глазунова (в ансамбле с виолончелью А. Жако из музейной коллекции): на нем исполнены произведения самого композитора, П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова.

https://spbculture.ru/ru/press-office/novosti/8626/


Возврат к списку

Наверх