КГИОП напомнил о необходимости принять неотложные меры по сохранению дачи Фаберже

КГИОП напомнил о необходимости принять неотложные меры по сохранению дачи Фаберже 25.03.2020

Председатель КГИОП Сергей Макаров подписал обращение к руководителю ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (АУИПИК) по Северо-Западному федеральному округу Максиму Золотареву с просьбой неотложно провести первоочередные противоаварийные работы в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Дача Фаберже К.Г. (А.К.)» в Осиновой Роще (Песочное шоссе, 14).

По заявлению АУИПИК КГИОП в декабре 2019 года выдал задание на проведение работ по сохранению памятника, однако до настоящего времени проектная документация в комитет так и не поступила. Также необходимо принять меры по ограничению доступа посторонних лиц и обеспечить охрану.

«Дача Фаберже» является памятником усадебной архитектуры XIX века, находится в аварийном состоянии. В соответствии с условиями охранного обязательства работы по реставрации объекта должны быть завершены до середины 2022 года.

Территория объекта включает: «Дом жилой» (1901 – 1902 гг., 1907 г., арх. Шмидт К.К., арх. Гальнбек И.А.), «Конюшня» (1901 – 1902 гг., арх. Шмидт К.К.), «Корпус служебный» (после 1907 г., арх. Гальнбек И.А.), «Ледник» (1901 – 1902 гг., арх. Шмидт К.К.), «Парк с прудом» (1901 – 1902 гг., арх. Шмидт К.К.), «Фонтан» (нач. XX в.).

В 2019 году в рамках проекта «Открытый город» проведена серия мероприятий с участием волонтеров по благоустройству территории дачи Фаберже. Территория памятника была очищена от мусора и проведена вырубка самосевной растительности.

***

Дачная местность к северу от Петербурга в районе имения Левашовых-Вяземских «Осиновая роща» привлекала многих людей искусства. Здесь соседствовали семьи Бенуа, Бруни, Савицкого и др. Дачный участок на Дибунской дороге глава ювелирной фирмы Карл Густавович Фаберже купил у графа В.В. Левашова в 1883 году.

Фаберже не торопился застраивать участок, лишь в июне 1901 года архитектор Карл Карлович Шмидт подает в Земскую управу по доверенности К.Г. Фаберже прошение о выдаче разрешения на строительство дачи со службами.

Изначально дача представляла собой деревянную двухэтажную постройку. К дому примыкали одноэтажные оранжерея и терраса. После окончания строительства К.Г. Фаберже оформил передачу участка во владение своему сыну Агафону. Агафон Карлович Фаберже занимал в ювелирной фирме «Faberge» должность главного геммолога (специалиста по драгоценным камням) и замещал отца на придворной службе в должности оценщика ювелирных изделий и драгоценных камней при Кабинете Его Императорского Величества.

Семья А.К. Фаберже быстро росла (к 1907 году у него было уже четверо детей), что повлекло за собой необходимость в расширении жилого дома. Перестройка дачи была поручена архитектору Ивану Андреевичу Гальнбеку.

Перестройка, произведенная И.А. Гальнбеком, изменила масштаб сооружения – компактная дача трансформировалась в респектабельный особняк с характерной для модерна пластически выразительной сложной объемно-пространственной структурой.

На белоснежном фоне стен выделялись темные полированного гранита колонны портика у парадного подъезда, над которым был устроен балкон с ажурным кованым ограждением. Место первоначального входа на восточном фасаде было преобразовано в огромное эффектное окно Музыкального салона.

В первом этаже были парадные комнаты: гостиные, танцевальный зал, большая столовая, оранжерея и хозяйственный блок с кухней, кастелянской, кладовыми.

Во втором этаже располагались жилые покои – спальни, туалетные, ванны. Самое большое помещение второго этажа – зал со световым потолком – место профессиональных занятий хозяина дома. От главного объема зала прозрачная перегородка отделяла кабинет, соединявшийся с бронированной комнатой для хранения драгоценностей.

Великолепная внутренняя отделка дома с обилием лепного и резного декора, художественными каминам и печами отличалась богатством и стилистическим разнообразием. Вестибюль и лестница выполнены в приемах модерна, танцевальный зал – александровского ампира, смежный с ним салон – в русском стиле с камином, облицованным подлинными изразцами XVIII века с изображениями «символ и эмблемат».

Главным украшением дома была его обстановка – расширив загородный дом, А.К. Фаберже разместил здесь свои художественные коллекции: антикварные ковры, фарфор, бронзу, ювелирные изделия, живопись, гравюры, а также декоративные изделия Востока.

Одновременно с работами по главному дому была произведена перестройка существовавших и сооружение новых служебных и хозяйственных корпусов, частичная перепланировка парка.

Страстное влечение к неординарному проявлялось и в выращивании персиков к Новому году в домашней оранжерее и в желании завести собственного слона (живой подарок магараджи Агафон Фаберже собирался вывезти с Цейлона и уже начал оборудовать слоновник, но помешало начало Первой мировой войны).

В годы Первой мировой войны, как и многие состоятельные люди, Фаберже в своём доме устраивают «санаторию» для раненых под патронажем хозяйки, Лидии Александровны Фаберже. Усадьба с большим господским домом, жилыми двухэтажными службами, каретным сараем и конюшнями, ледниками и т.д., имевшая не только водяное отопление, но и собственную электростанцию, была местом с идеальными условиями для лечения и отдыха.

После Октябрьской революции А.К. Фаберже принял деятельное участие в развитии советского филателистического движения. Уже в 1921 году он высказал рекомендации о пересмотре и систематизации коллекций Музея народной связи в Петрограде, однако эти предложения были отклонены. В 1920-е годы А.К. Фаберже был председателем Ленинградского областного отдела Всероссийского общества филателистов (ВОФ), членом Экспертного бюро Северо-Западного областного отдела ВОФ, сотрудником журнала «Советский филателист», имел отношение к проведению Всесоюзной выставки по филателии и бонам в 1924 году.

Агафон Фаберже владел уникальной коллекцией почтовых марок и цельных вещей Российской империи. Собрание Фаберже было представлено на внеконкурсном показе во время международной филателистической выставки в Вене в 1933 году. Коллекция вызвала фурор в мировой филателии. В 1939 году она была распродана на аукционе в Лондоне.

Среди различных редких марок в коллекции Агафона Фаберже присутствовали все три известных экземпляра «Тифлисской уники» и прототип первой русской марки. Последний был подарен коллекционеру лично Николаем II.

В 1927 году А.К. Фаберже по льду Финского залива перешёл границу с Финляндией, предварительно переправив деньги, коллекцию почтовых марок и несколько картин. В Хельсинки поселился в купленном и перестроенном четырёхэтажном доме. Жил за счёт продажи антиквариата и части своей богатейшей коллекции марок.

С 1920 года дача семьи Фаберже находилась в ведении различных, в основном лечебно-оздоровительных, организаций. В разные годы здесь размещались дом отдыха, военные лагеря, госпиталь, офицерский детский санаторий, детские учреждения Академии тыла и транспорта Советской Армии. Производились внутренние перепланировки, изменилось колористическое решение главного дома, были утрачены элементы декоративной отделки фасадов и интерьеров, световые фонари закрыты, печи и камины выломаны.

В 1980-х годах на даче произошел пожар, который нанес ущерб преимущественно крыше основного дома, корпусов.

https://kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/54175/


Возврат к списку

Наверх