Как не заблудиться на сайтах петербургских музеев

Как не заблудиться на сайтах петербургских музеев 02.08.2016

Если поход в театр начинается с вешалки, то визит в музей – с посещения его сайта. В пик туристического сезона «Фонтанка» проинспектировала порталы ведущих петербургских культурных институций. Для анализа мы отобрали площадки, входящие в число самых посещаемых в России по версии газеты The Art Newspaper. А также разбавили их парой менее популярных, но важных для города мест, вроде Зоологического музея или Исаакиевского собора.

В результате нашлось много обескураживающего и необъяснимого, но и удалось обнаружить несколько жемчужин. Из этого материала читатели узнают, как виртуально взобраться на шпиль Петропавловского собора, посмотреть онлайн-трансляцию фонтана «Самсон», попасть внутрь трехметрового глобуса-планетария и самостоятельно собрать из блоков Большой Петергофский дворец.

Скрытые сокровища Эрмитажа

Как это выглядит. У большинства самых посещаемых музеев мира информация на главной странице стандартна. «Как спланировать визит», «Коллекция», «Выставки», «Лекции», «Музейный магазин» – такие разделы первым делом бросаются в глаза на сайтах хоть парижского Лувра, хоть Нью-Йоркского музея современного искусства MOMA, хоть Британского национального музея.

Сайт Эрмитажа, прошедший масштабный редизайн в 2014 году, пошёл своим путём. На главном – чисто коммерческая информация о билетах и эрмитажном магазине. И ещё – красочная лента со сведениями о самых впечатляющих выставках. Выглядит всё это эффектно, но не эффективно: на первой странице можно было дать больше информации без ущерба для красоты.

Как этим пользоваться. Чтобы узнать подробности о посещении, событиях и прочих деталях, нужно либо зайти в обозначенное слева меню, либо проскроллить сайт ниже. К этим разделам нареканий нет – журналисту «Фонтанки», попытавшемуся представить себе, что он живёт в другом российском регионе и мало знаком с Эрмитажем, за полчаса удалось составить общее представление о том, что и как можно посмотреть.

Хотя иногда всё-таки возникало ощущение, что ты попадаешь в лабиринт, где, дёргая за одну дверную ручку, не можешь быть уверенным, что попал в нужную комнату и найдёшь исчерпывающий ответ на свой вопрос. В разделе «Выставки», например, представлено только шесть самых свежих временных экспозиций, а, чтобы добраться до остальных, нужно нажать на дополнительную кнопку «Показать все». Почему в Эрмитаже считают, что выставка «Реализмы» менее важна для гостей, чем «Эрте – гений ар-деко», «Фонтанка» не поняла. Базовую информацию о музее, его истории и зданиях, также оказалось легче подцепить из «Википедии», чем с официального портала – слишком сложно и дробно она рассеяна по разным разделам. Эта проблема, кстати, свойственна большинству мировых музеев.

Сервисы. Желающие познакомиться с сокровищами Эрмитажа могут найти на сайте симпатичный 3D-тур, попробовать нсколько виртуальных экскурсий, изучить горячие темы вроде «Памятники Сирии и Пальмиры в Эрмитаже», посмотреть занимательные видео. Они дублируются в youtube-канале музея.

Теоретически пользователи могут составить свою персональную коллекцию любимых экспонатов, но на практике это сделать сложно: залогинившись через Facebook, ваш корреспондент постоянно вылетал из системы.

У Эрмитажа есть отдельный сайт, посвящённый его истории, и портал «Эрмитаж в фокусе», где можно с головой погрузиться в изучение конкретных экспонатов, будь то иллюстрации Марка Шагала к «Мёртвым душам» или гогеновская картина «Женщина, держащая плод».

Но вот ещё одна ложка дёгтя: все эти чудо-сервисы и ссылки на них расположены на основном портале довольно бессистемно. Точнее, система тут, видимо, есть, но она понятна только сотрудникам музея. Так что обычный юзер находится в ситуации: наткнулся – значит, повезло! Или обязан быть настоящим фанатом искусства, чтобы прицельно выискивать интересное.

Языки. Пользователь Эрмитажного сайта должен владеть либо русским, либо английским языком. Третьего не дано. Для зарубежных гостей также предназначен англоязычный Twitter.

Мобильная версия: Если выходить на сайт со смартфона, он логично сжимается, вынося на первый план самые утилитарные разделы.

Лаконизм Русского музея

Как это выглядит. Сайт Русского музея долгое время влачил существование в стиле «Привет из девяностых!». Но в 2016-м дизайн-студия «Проектор» модернизировала площадку на деньги финансовой корпорации «Система». В результате получился элегантный минимализм: сайт больше опирается на текстовую, чем на визуальную информацию, при этом на страницах достаточно воздуха, чтобы не утруждать взгляд.

Как этим пользоваться. Всё элементарно и от этого прекрасно: информацию о музее ищите в разделе «Русский музей», информацию о выставках – в разделе «Выставки». Временные экспозиции дополнительно прорекламированы на интерактивной фотоплашке на главной странице портала. Чуть сложнее придётся тем, кто захочет спланировать финансовые и логистические детали похода. Сведения о ценах на билеты, часах работы и адресе почему-то продублированы сразу в двух рубриках – о музее и «Посетителям».

Сервисы. Виртуальный тур по экспозициям подвисает, если пользоваться через wi-fi, и неудобен в навигации. Но впечатление от прогулки по парадным залам Михайловского дворца или аскетичным комнатам домика Петра I он передаёт.
У ГРМ есть дочерний сайт под названием «Виртуальный Русский музей» – по словам основателей, он призван «объединить новейшие проекты в области информационных технологий». Ресурс позволяет смотреть в режиме реального времени выступления в лектории музея и пройти виртуальный курс по истории русского искусства. Дизайн напоминает о прошлом Рунета этак пятилетней давности, но – чего не сделаешь для самообразования.

Языки. Как и в случае с Эрмитажем, туристам со всего мира придётся осваивать русский или английский.

Мобильная версия. Весь первый экран отдан эмблеме Русского музея и перечислению его филиалов. Причём, даже когда кликаешь на конкретную площадку, картинка не меняется – запрошенные данные отображаются ниже. Не лучший подход, если хочешь сэкономить время посетителя и его не разозлить.

Музей истории Петербурга: неработающие веб-камеры и волшебная афиша

Как это выглядит. Музей истории Петербурга почти бесконечен. Он объединяет и Петропавловскую крепость, и крепость Орешек, и музей-квартиру Блока, и музей петербургского авангарда, и монумент героическим защитникам Ленинграда. Тем не менее, площадке удачно удалось агрегировать на своём сайте весь объём информации.

Как этим пользоваться. Шапка портала сразу отвечает на практические вопросы о проезде и ценах на билеты, дальше – презентация различных корпусов и павильонов. Ещё ниже на главной обнаруживается интерактивная афиша, где, отвечая на вопросы «Что посетить?», «Где?» и «Когда?» можно выбрать событие по душе – от выставки до лекции или музыкального фестиваля.

Сервисы. Знаете ли вы, что на Петропавловском соборе установлены несколько web-камер? Они позволяют «взобраться» на шпиль сооружения, посмотреть оттуда на Василевский остров, Эрмитаж и Дворцовый мост. Музей делится полученными видео, хотя изображение часто зависает и пропадает. На сайте также можно найти пять 3D панорам Петропавловской крепости. Создатели сайта поступили хитро – взяли их с соответствующих сервисов «Яндекса» и Google.

Языки. Русский и английский.

Мобильная версия. Все существующие кнопки и разделы стеснились на экране. Неудобно и некрасиво.

Спартанская простота Зоологического музея

Как это выглядит. Спартанская простота этого сайта не имеет ничего общего с дизайном. Тут, скорее, напрашиваются ассоциации с усовершенствованными сайтами-визитками, в былые времена публиковавшимися на narod.ru.

Как этим пользоваться. Может быть, это и к лучшему. Пользователь не страдает от переизбытка информации, не барахтается в хитроумно расставленных сетях виртуальных приложений. Просто получает базовые сведения, чтобы повести ребёнка в музей, самому знакомый с детства.

Сервисы. Дополнительными возможностями портал не обладает – разве что здесь можно подробно изучить коллекцию Зоологического музея – кстати, третью по величине в мире, – и посмотреть пару фильмов: «Слон», посвященный палеонтологу Владимиру Гарутту, и экскурсию по выставке, посвященной энциклопедисту и естествоиспытателю Петеру Палласу.

Языки. Русский.

Мобильная версия. Создатели сайта вряд ли думали, что его будут просматривать со смартфона. Поэтому на экране крупно прорекламирована только одна, случайно выбранная экспозиция. Например, про беспозвоночных.

Музей четырёх соборов: не для туристов

Как это выглядит. «Музей четырех соборов», который после передачи церкви Смольного собора фактически превратился в «музей трёх соборов», – одно из ведущих в городе учреждений по выручке от билетов. Однако вряд ли существенную часть этих денег дирекция тратит на свою интернет-площадку. Портал придавливает тяжёлым сочетанием бордового и песочного цветов. Некоторые разделы почти не обновлялись с 2007-2008 годов.

Как этим пользоваться. Большинству туристов комплекс интересен одной конкретной возможностью – посетить Исаакий и взобраться на его колоннаду. Как сделать это, на портале выяснить непросто. Пользователь должен отыскать спрятанную под основным меню кнопку «Информация», где перечисление дальнейших разделов почему-то начинается с архива выставок и неработающей ссылки «Экскурсионные программы». Впрочем, если ты нажал на нужные кнопки «Расписание» и «Стоимость посещения», все вопросы исчезают. Вообще создаётся ощущение, что портал больше рассчитан на группы, чем на одиночных гостей.

Сервисы. На сайте представлена афиша проводящихся в комплексе концертов – неудобная и растянутая на три страницы, а также виртуальная экскурсия по Сампсониевскому собору.

Языки. Русский и английский.

Мобильная версия. Есть. Возможно, она даже удобнее для туристов, чем основной сайт.

Двойственный сайт Кунсткамеры

Как это выглядит. Сотрудники Кунсткамеры говорят: у этого музея двойная сущность. С одной стороны, сюда ежегодно приезжает огромный поток россиян – смотреть на «заспиртованных при Петре I уродцев». В то же время, учреждение входит в систему Академии наук и всерьёз занимается антропологическими и этнографическими исследованиями. Двойственность очевидна на старомодном сайте Кунсткамеры, где вместе с информацией о билетах можно узнать новость о выходе монографии «Огонь, вода, ветер и камень в эвенкийских ландшафтах» или очередной научной конференции.

Как этим пользоваться. Все нужные сведения собраны в разделе «Посетителю». Сайт также даёт подробный и любопытный рассказ об истории старейшего российского музея.

Сервисы. В онлай-гид по экспозициям внедрено много фотографий о жизни разных народов мира и несколько 3D-панорам. Пользователям предлагается увидеть двухголового телёнка или заглянуть в Готторпский глобус. Этот артефакт диаметром 3,1 метра, подаренный Петру I во время Северной войны, когда-то был самым большим глобусом в мире.
В 2015 году Кунсткамера анонсировала выход дополнительного сайта для молодежи с увлекательными научно-популярными материалами. Но портал пока почти не заполнен – тут выложен только рассказ главы музея Юрия Чистова на тему: «Что широкая публика не знает о Кунсткамере».

Языки. Русский и английский.

Мобильная версия. На экране смартфона отражается уменьшенная копия обычного сайта.

Эрарта: Чемпион по дизайну

Как это выглядит. На сайте самого крупного частного музея современного искусства в России красота не вступает в спор с функциональностью. На главную страницу вынесена фотография здания «Эрарты», над колоннами которого размещены разноцветные плашки с информацией.

Как этим пользоваться. Главное достоинство сайта – его оперативное наполнение. Портал пестрит новостями и анонсами новых выставок, они дублируются в многочисленные соцсети. У интернет-путешественника возникает ощущение, что он попал в нескончаемый поток культурных событий.

Сервисы. Никакими особенными дополнительными возможностями сайт «Эрарты» не поражает. Что и понятно: частному музею важнее физически заманить к себе посетителя, чем развлекать его виртуальными диковинками.

Языки. Русский и английский.

Мобильная версия. Есть, и неплохо продуманная. Правда, кнопка перехода на английский язык спрятана на самое дно.

Мультимедийная роскошь Петергофа

Как это выглядит. Сайты загородных петербургских музеев довольно однообразны: что в Царском селе, что в Павловске мы обнаружим консервативную внешнюю оболочку при богатом текстовом содержании. Дальше своих коллег пошёл Петергоф, запустивший недавно новый сайт.

Как этим пользоваться. Несмотря на роскошные цвета и красочные иллюстрации, пользоваться им не совсем удобно: журналист не сразу понял, куда кликать, чтобы узнать режим работы многочисленных дворцов и павильонов. А жать кликать нужно на иконки с их видами.

Сервисы. Главные сокровища сайта Петергофа нашлись в разделе «Мультимедиа». Здесь можно смотреть онлайн-трансляцию фонтана «Самсон», поиграть с таймлайном об истории музея – от основания в до саммита G20 в 2013 году. Или попытаться самостоятельно собрать из отдельных блоков Большой дворец. Протестировавший приложение журналист «Фонтанки» убедился, что, будь он архитектором, здание было бы значительно короче, а паре куполов пришлось бы стоять на земле.
Для более уточнённых любителей искусства создан проект о поездке Петра I в Версаль в 1717 году, вдохновившей правителя на развитие Петергофа. Хорошо оформленный лонгрид содержит видео бесед директора Петергофа Елены Кальницкой с директором Национального музея Верасальского замка Беатрикс Соль. Рекомендуется для просмотра вьюжными зимними вечерами с чашечкой кофе.

Языки. Русский и английский. Правда, гостя, выбравшего английский, выкидывает на старую версию сайта с объявлением «Sorry! The site is under construction». Но цены билетов для иностранцев здесь всё-таки указаны актуальные.

Мобильная версия. При переходе на неё весь браузер занимает баннер «Добро пожаловать на новый сайт ГМЗ "Петергоф"». Вся нужная информация сконцентрирована в еле заметном меню наверху. Перехода на английский для пользователей смартфона не предполагается.

Елена Кузнецова
Источник: Фонтанка.ру
http://calendar.fontanka.ru/articles/4142/


Возврат к списку

Наверх