Камни преткновения Охтинского мыса

Камни преткновения Охтинского мыса 24.03.2020

    Митинг против застройки Охтинского мыса отменили из-за эпидемии коронавируса. Зато в петербургском отделении ВООПИиК прошла конференция «Будущее памятников Охтинского мыса» . Эксперты обсуждали застройку компанией «Газпром нефть» территории, на которой находятся уникальные археологические памятники. И не пришли к единому мнению – одни считают, что можно и офис «Газпром нефти» построить, и памятники сохранить. Другие убеждены, что любая стройка губительна для исторического места.

    Возможен ли компромисс между градозащитниками и «Газпром нефтью»? Являются ли найденные на Охтинском мысе находки по-настоящему ценными, и надо ли сохранять их целиком? Есть ли у «Газпром нефти» какие-то обязательства на этот счёт?

    В поисках истины «Город 812» поговорил с обеими сторонами конфликта и с независимыми экспертами.

<…>

    По обе стороны баррикад

Мнения экспертов по вопросу о том, что теперь делать: бороться с попытками «Газпром нефти» начать строительство и требовать от городских властей выкупа участка или пытаться договориться с нефтяной компанией по-хорошему, — расходятся.

Например, историк Лев Лурье считает, что сосуществование «Газпром нефти» и археологического музея вполне возможно:

«Мне кажется, что неким бережным образом можно было бы показать, музеефицировать фрагменты раскопанного, как это происходит в больших городах типа Вены, Парижа, Рима, где невозможно выкопать большой кусок, потому что есть уже застройка. То есть я не сторонник того, что всё это пространство должно быть музеефицировано. Мне показался удачным один из проектов, при котором на нижнем ярусе располагался бы парк, а само здание находилось на столбах. В этом плане я, конечно, не согласен с любимым мной Борисом Вишневским».

Вопрос о необходимости сохранения всех найденных объектов считает спорным и архитектурный критик Мария Элькина, выступившая на конференции в ВООПИиК:

«Городу выкуп этого участка будет стоить денег. На эти деньги можно отреставрировать несколько домов в центре. «Газпром нефть» как заказчик в любом случае лучше, чем люди, которые будут реализовывать любой госпроект. Когда мы говорим, что разобьем здесь археологический парк, давайте спустимся с небес на землю. Это будет гораздо хуже, чем то, что сделает «Газпром» [на компанию накладываются обязательства по сохранению некоторых объектов]. Так что давайте будем умной общественностью и видеть ситуацию во всей её сложности».

Ohta.jpg

    Проект нидерландского архитектурного бюро MVRDV (участвовал в закрытом конкурсе «Газпром нефти», но не вышел в финал), который нравится Марии Элькиной — здание деревянное, стоит на столбах, оставляя весь уровень земли открытым зеленым общественным пространством

Однако значительная часть историков, политиков, искусствоведов и гражданских активистов любое строительство на Охтинском мысу, не связанное с созданием археологического музея, считают недопустимым. В противовес планам «Газпром нефти» были созданы альтернативные проекты облагораживания Охтинского мыса. Среди них — студенческий проект «мыс_ли на охте» и проект историко-археологического памятника Елены Мельниковой.

Ohta3.jpg

    Команда студентов из нескольких петербургских вузов сделала свой проект для территории Охтинского мыса

«Все археологические объекты, открытые на Охтинском мысу, являются культурными сокровищами, представляющими огромную ценность не только для Петербурга, но и для всего мира, – убеждён петербургский краевед, автор учебника «История Невского края» Константин Жуков. – Им, этим сокровищам, однако, не повезло: они оказались во владении корпорации, которая не привыкла заботиться о чужом богатстве. Даже если это культурное богатство всего человечества…»

«Я считаю, – продолжает петербургский историк Даниил Коцюбинский, – что Ниеншанц должен быть археологически «открыт» и реконструирован по всему контуру. Даже там, где валы сегодня не сохранились, — чтобы была видна вся пятиугольная крепость с бастионами. Раскрыть и воссоздать необходимо хотя бы нижнюю часть Ниеншанца. А внутри следует найти место для того, чтобы, минимально потревожив культурный слой, создать археологический музей. Деревянную башню-донжон Ландскроны надо взять под купол, также обязательно необходимо показать неолитическую стоянку. Можно подключить современные технологии, а образцом, как мне кажется, мог бы послужить Романо-германский музей в Кёльне. Хотя от римских времён там практически ничего не сохранилось, там создано пространство, в котором есть прекрасная видео-голограмма римского поселения – Oppidum Ubiorum, затем Colonia Claudia Ara Agrippinensium (условно это можно сравнить с Ландскроной и Ниеншанцем как самыми древними этапами развития городской цивилизации в дельте Невы). Это всё можно сделать и у нас! Главное, что для всего этого нужна политическая воля, которая бы раз и навсегда отвела угрозу вандалистского разорения исторического сердца Петербурга – Охтинского мыса, территории, от которой берёт начало история нашего города».

Анастасия Беляева

Полная версия: http://gorod-812.ru/kamni-pretknoveniya-ohtinskogo-myisa/


Возврат к списку

Наверх