Колокольня дошла до Смольного

Колокольня дошла до Смольного 29.05.2020

Проект воссоздания колокольни Смольного монастыря представят Совету по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. 

Проект инициирован Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры. Фонд подготовил и направил соответствующее обращение губернатору Александру Беглову.

«Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), учитывая большую общественную значимость проекта, предложил нам подготовить материалы для рассмотрения на Совете по сохранению культурного наследия. Подготовка займёт несколько месяцев. Мы уверены, что колокольня Растрелли станет объединяющим для всех нас фактором после пережитых потрясений. Она будет настоящим символом возрождения Петербурга и всей России, архитектурным шедевром, который создаёт связь времён и станет гордостью наших потомков», – уверен представитель Фонда Филипп Грибанов.

Колокольня Смольного монастыря высотой 170 метров задумывалась архитектором Бартоломео Франческо Растрелли как архитектурная доминанта города и венец Смольного ансамбля. Её успели достроить до второго уровня, но в 1756 году работы приостановили из-за недостатка финансирования в связи с началом войны.

Организацию и финансирование строительства возьмёт на себя Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. На реализацию проекта по предварительным расчётам потребуется около семи лет.

Сейчас в Фонде готовят историко-культурное и архитектурное обоснование проекта для представления его на заседании Совета по сохранению культурного наследия. «К счастью, сохранилось достаточно документов, по которым мы можем воссоздать проект: авторские чертежи архитектора хранятся в Варшаве, а деревянный макет – в петербургской Академии художеств. Мы уверены, что, заручившись поддержкой петербуржцев, сможем воплотить колокольню по замыслу великого архитектора», – комментирует Филипп Грибанов.

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин считает, что колокольня поможет переосмыслить Смольный собор как место притяжения населения и туристов, раскрыть его в новом качестве: не только как архитектурный шедевр, но и как место средоточия культурных событий. «Задумка великого архитектора выглядит актуальной и сегодня: рядом с колокольней органично представить карильонный фестиваль, хоровое пение и даже уличный театр», – говорит специалист.

«Подготовка к работе над таким масштабным проектом потребует скрупулёзного сбора дополнительных исторических материалов, но цель того стоит. Как архитектор-реставратор я полностью поддерживаю воссоздание новой доминанты в восточной части города», – поделился мнением руководитель архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов.

Гинёв Павел

https://nsp.ru/news/25716-kolokolnya-doshla-do-smolnogo


Храм музыки и высшего света

 В этом здании Рихард Вагнер, дирижировавший концерт, впервые в истории повернулся спиной к залу, чем вызвал всеобщее неудовольствие. Здесь Анна Павлова впервые появилась в образе умирающего лебедя. Здесь дал свой последний концерт Пётр Чайковский, а Дмитрий Шостакович полностью провалился с первой симфонией. Здесь выступали самые знаменитые композиторы своего времени, однако филармонией это здание стало лишь 82 года спустя после строительства.

36371.jpg

Особняк на углу улиц Итальянской и Михайловской был возведён для Дворянского собрания Петербурга, которое до этого времени «ютилось» в Воронцовском дворце и в доме Энгельгардтов на Невском проспекте. Поэтому земля под застройку была передана городом на безвозмездной основе. Строительство также полностью оплатила городская казна в размере одного миллиона рублей.

Фасад здания дворянского собрания спроектирован Карлом Росси, который разрабатывал целостный ансамбль Михайловской площади. Двумя ключевыми задумками архитектора были простота внешнего оформления особняка и полная идентичность обеих сторон. Украшением фасада стали обрезанные ионические капители, объединяющие второй и третий этажи, а также фронтоны над окнами, пилястры и арочные проёмы первого этажа.

Реализовывал проект давнишний партнёр Росси – архитектор Поль Жако. Он также создал главное внутреннее украшение здания – Большой зал на 1500 персон. Зал сочетает потрясающие акустические характеристики и трёхуровневое световое оформление. На верхнем ярусе сюда проникает естественный свет через полукруглые окошки. Огромные переливающиеся люстры освещают зал на втором уровне, а на третьем – свет исходит от хрустальных светильников под балконами по периметру.   

 А вот остальные помещения здания Дворянского собрания были продуманы в гораздо меньшей степени.

Заведение набирало популярность. Балы, концерты, приёмы, заседания. Сюда устремился весь высший свет. Поэтому спустя некоторое время недостатки стали вызывать недовольство взыскательной публики. Входные группы оказались неудобными для кринолинов, а гардеробные комнаты слишком маленькими для верхней одежды. Но главное – это полное отсутствие вентиляции: дышать в узких сюртуках и затянутых корсетах к концу вечера становилось просто невозможно. Опасались посетители и калориферного отопления, которое казалось пожароопасным.    

Перестройка некоторых помещений и ремонт инженерной «начинки» требовали серьёзных вложений, которые финансировать из своего кармана, видимо, никто не хотел. Поэтому все ждали, пока город сможет выделить необходимую сумму. Деньги нашлись только в 1894 году. Тогда же профессор архитектуры Виктор Шрётер вместе с инженером Александром Максимовым приступил к разработке проекта переустройства здания.   

Проблему входной группы удалось решить путём пристройки каменного двухэтажного тамбура с выходом на площадь. Разрешение Высочайше дал император Николай II. Была произведена реконструкция вестибюля, парадной лестницы, уборных и шинельных комнат, а также Голубой и Красной артистических комнат.

Системы отопления и вентиляции были объединены и внедрены в здании на прогрессивном оборудовании немецкой компании братьев Кёртинг. Паровое отопление низкого давления имело функцию механического нагнетания вентиляционного воздуха в главный зал. Однако в первую зиму система издавала ужасный шум, из-за которого многие задумались о её целесообразности. Однако на следующий год оборудование доработали, и проблема была устранена.

На переоборудование здания Дворянского собрания город потратил ещё 200 тысяч рублей. Но даже тогда остались недовольные плохим финансированием. Оно позволило заменить инженерные системы, но на внутренний декор средств не осталось. А вот ход производства работ современники оценили в гораздо большей степени, ведь здание не пришлось закрывать на период реконструкции, и ни один бал или концерт не был отменён.

Здание Дворянского собрания выполняло функцию культурного центра столицы вплоть до 1915 года, когда его пришлось переоборудовать в госпиталь для раненых офицеров, прибывающих с полей Первой мировой войны. Петроградская филармония была официально открыта в 1921 году. В 1931-м разобрали тамбур на входе, в 1939 году здание было отреставрировано точно по чертежам Росси.

 Пётр КУЗНЕЦОВ, директор компании «Конфидент»

 https://nsp.ru/news/25712-xram-muzyki-i-vysshego-sveta


Возврат к списку

Наверх