8 (812) 246-64-30, petroinf@cgpb.ru
«Михаил Земцов и Анна Иоановна» из цикла «Творцы Петербурга»

Во вторник, 12 марта (18:00), в Библиотеке имени Чехова (улица Турку, 11, корпус 1) пройдет лекция «Михаил Земцов и Анна Иоановна» из цикла «Творцы Петербурга». Об отношениях зодчего и императрицы расскажет искусствовед Государственного Русского музея Валентина Бернацкая. Вход — свободный.
«Для пользы всенародной» – так объяснял смысл своего подвижнического труда архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Его судьба поражает поистине грандиозным размахом деятельности, сочетанием таланта художника и строителя с редким трудолюбием и высокими нравственными качествами. Перечень проектов и построек мастера настолько велик, что даже современники сомневались, способен ли один человек делать всю эту работу, посильную серьезному коллективу.
Земцов явился первым русским архитектором Петербурга, официально удостоенным этого звания. Особого расцвета его талант достиг в эпоху Анны Иоановны.
В Русском музее открылась новая экспозиция исторических полотен
Новая экспозиция исторических полотен открылась в зале № 54 Михайловского дворца. Вместо известной картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета…», отправленной на выставку в Третьяковскую галерею, посетители смогут увидеть картины художников второй половины XIX века на сюжеты истории допетровской Руси. Ранее эти произведения лишь изредка демонстрировались на временных выставках.
Ознакомиться с рядом важнейших эпизодов русской истории, изображенных Павлом Чистяковым, Александром Литовченко, Александром Новоскольцевым, Константином Маковским и Василием Верещагиным, можно будет на постоянной экспозиции в часы работы музея.
В частности, Павел Чистяков на своей картине «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому» (1861 год) изобразил, казалось бы, малозначительный эпизод борьбы за великое княжение. Однако именно он положила начало длительному и кровавому периоду междоусобиц и насилия, в ходе которого оба князя Василия были ослеплены и потому и стали «Косым» и «Темным».
Сложная и противоречивая фигура Ивана Грозного всегда привлекала русских художников: Григория Угрюмова, Вячеслава Шварца, Василия Пукирева, Илью Репина, Виктора Васнецова, Ивана Пелевина. На экспозиции можно увидеть картины, запечатлевшие Ивана IV Васильевича в последние годы его правления. На создание полотна «Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» (1875 год) Григория Седова вдохновил один из эпизодов постановки московского Малого театра «Василиса Мелентьева» по одноименной драме Александра Островского. Художник изобразил тот роковой момент, когда героиня – шестая жена царя – в сонном забытьи произносит имя своего возлюбленного в присутствии Ивана Грозного.
На картине Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875) можно увидеть британского дипломата, занимавшего важное положение при русском дворе в качестве поставщика военных припасов из Англии. Постаревший царь, стремясь продемонстрировать, что его богатство и могущество не поколебали тяжелые внутри- и внешнеполитические неудачи, привел англичанина под своды кремлевской сокровищницы.
Темой полотна Александра Новоскольцева «Последние минуты митрополита Филиппа» (1889) стала трагическая судьба святителя Русской православной церкви, смело обличавшего Ивана Грозного в преступлениях и требовавшего прекращения массовых пыток и казней. Низложив митрополита посредством козней и наветов, его заключили в Тверской Отроч монастырь, где он был задушен опричником Малютой Скуратовым.
В историческом романе Алексея Толстого «Князь Серебряный», также посвященном эпохе Ивана Грозного, описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова. Жены в ту пору вели затворнический образ жизни, практически не выходя из своих покоев. Согласно традиции, молодая жена Морозова Елена обязана была выйти к гостям — посторонним мужчинам — в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина. Если при этом жена каким-то образом проявляла эмоции, даже если на ее щеках просто появлялся румянец – муж мог заподозрить ее в неверности. Именно эту сцену и можно увидеть на картине «Поцелуйный обряд» (1895 год) Константина Маковского.
Полотно Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры» (1891) запечатлело одну из страниц горького периода в истории России – Смутного времени. Почти шестнадцать месяцев в 1608-1610-м продолжалась осада монастыря войсками Лжедмитрия II. Лавра была не только важнейшим религиозным центром и обладательницей крупной сокровищницы, но и мощной военной крепостью. Поэтому, несмотря на все усилия захватчиков, монастырь не пал, став воодушевляющим примером стойкости для всей истерзанной распрями страны.
Картина «Торжественное заседание Государственного совета…» вернется на прежнее место к открытию выставки Ильи Репина в Русском музее 3 октября 2019 года.