Мировой контекст и «микромузеи»

Мировой контекст и «микромузеи» 18.11.2019

Каким должно стать новое культурное пространство, обсудили на круглом столе

Вопрос создания музея архитектуры вновь возвращается в повестку Петербурга. Многие специалисты утверждают, что идея открыть музей возникла еще в XX веке, а то и раньше, но, по всей видимости, каждый раз заходила в тупик. Ведь в городе музей не открыли до сих пор.

Место для общения с подлинником

На это есть две причины. Во-первых, по мнению специалистов, возникает вопрос о его наполнении. «В первую очередь нужно понять, какую историю мы хотим рассказать? Это будет история жизни архитектора здания или направления? Или про конкретный город, место, время, стиль?» – размышляет директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачева.

В зависимости от истории можно использовать разные способы ее представления. Не обязательно рассказывать про архитектора Константина Мельникова, выставив одну-единственную его работу и постоянно ее обыгрывая.

«Музей – это место, куда человек приходит общаться с подлинниками, в том числе при помощи архитектурных объемов – пространства, которое создает архитектор. Его можно оформить с помощью экспозиций, как это было сделано на выставке Заха Хадид. Тогда Николаевский зал Эрмитажа пытались превратить в пространство конкретного архитектора. Это вопрос подходов», – отмечает Елизавета Лихачева.

Без подлинных макетов, архитектурной графики, документов то, что различные музеи предлагают сегодня, – это симулякр, то есть фейк. «Так от нашего времени ничего не останется. Сегодня есть только компьютерные распечатки, и неизвестно, что с ними будет через 50 лет, сохранятся ли они», – добавила эксперт.

Не путать с архивом

На разговор о подлинниках и фейках тут же откликнулся зал. «Музей архитектуры Петербурга должен быть современным, в основе которого лежит электронная база с чертежами, биографиями архитекторов, графиками, справками об изданиях. Это должен быть музей для исследователей», – сказал один из гостей дискуссии.

Эксперты поспешили не согласиться с таким мнением, ведь музей архитектуры – это не архив. «Музей архитектуры не занимается хранением истории этого направления. Как Эрмитаж не хранит в своих стенах историю искусств. В Эрмитаже лежат вещи, которые отражают те или иные этапы развития истории искусств. Если речь о базе данных музея, то у нас уже давно работает Государственный каталог. Все музеи России последние десять лет вносят информацию обо всех предметах своего хранения в Госкаталог», – поясняет Елизавета Лихачева.

Мировой контекст и «микромузеи»

Новый музей должен объединять и архитектуру, и градостроительство, считает архитектурный критик Мария Элькина. «Петербург является в первую очередь памятником градостроительства, а уже во вторую – интересен отдельными объектами архитектуры. Невозможно не согласиться с коллегами, что музею нужны подлинные экспонаты. Без этого музей не несет в себе аутентичности, к которой мы все больше стремимся», – рассказывает Мария Элькина.

Эти поиски связаны, по мнению эксперта, с ростом туристического потока. Аутентичность многих городов пропадает из-за большого наплыва туристов, поэтому мы ее постоянно ищем. При этом, с другой стороны, важна и интересна мультимедийная часть экспозиции. Она будет наглядной и увлекательной. «Для Петербурга важно сегодня выстраивать ассоциации с другими городами. Чтобы мы перестали думать, что мы один такой изолированный Петербург, сам по себе прекрасный. Нужно, чтобы мы увидели себя в мировом архитектурном контексте», – добавляет архитектурный критик.

Важно, чтобы будущий музей архитектуры Петербурга инициировал открытие «микромузеев», другими словами – его филиалов, считает старший научный сотрудник Музея Москвы, куратор Центра авангарда и галереи «На Шаболовке» Александра Селиванова. «Там могла бы быть представлена типология истории архитектуры конкретного периода. В качестве площадок это могут быть квартиры или пространства, связанные с именами знаковых архитекторов. Таким образом, музей сможет накрыть целой сетью весь город и не быть только местом хранения макетов и архива», – отмечает эксперт.

Определиться с местом

Вторая проблема – место для его открытия. Музей архитектуры Петербургу точно нужен, в этом, по мнению практически всех участников дискуссии, нет сомнений. Да, остается много вопросов по его наполнению. Но не менее важен вопрос его месторасположения.

Куратор экспозиции музея архитектурной и художественной керамики «Керамарх» Мария Макогонова напомнила участникам и гостям дискуссии, что в нашем городе с 1907 по 1917 год работал Музей Старого Петербурга. «Его создавали архитекторы, прежде всего. И он был историко-архитектурным музеем. Именно его коллекция легла в основу современного Музея истории Петербурга», – поясняет эксперт.

К слову, в Музее Старого Петербурга, который располагался в доме Брюллова на Кадетской линии, 21-16, хранились картины и фотографии, архитектурные макеты и подлинники чертежей Растрелли, Кваренги, Воронихина. Сейчас этот дом заброшен, отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Петербурге не раз поднимало вопрос возрождения музея, где можно было бы рассказать об архитектуре города. Однако пока вопрос повис в воздухе.

    Яна Григорьева

https://spbdnevnik.ru/news/2019-11-17/mirovoy-kontekst-i-mikromuzei-v-peterburge-vnov-zagovorili-ob-otkrytii-muzeya-arhitektury



Возврат к списку

Наверх