Неделя открытий в Эрмитаже

Неделя открытий в Эрмитаже 07.10.2019

8 октября в Большом дворе Зимнего дворца перед публикой предстанет «Карлота» - работа испанского скульптора Жауме Пленсы. Автор получил известность и признание благодаря масштабным произведениям в жанре скульптур-инсталляций. «Карлота» демонстрирует умение Пленсы создавать иллюзии. По мнению автора, она символизирует человеческие мечты.

Выставка подготовлена в рамках ежегодного проекта «Скульптура в Большом дворе».

9 октября в цикле «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» откроется выставка картины итальянского мастера эпохи Раннего Возрождения Витторе Карпаччо «Две венецианские дамы». Работ этого представителя Венецианской школы нет в собрании Эрмитажа. Картина прибыла в наш город из Фонда городских музеев Венеции (Музей Коррера).

Наконец, 12 октября в РХЦ Эрмитажа в Старой Деревне первых посетителей примет выставка «Из истории фотографии». Она знакомит публику с наиболее важными этапами в истории фотографии, затрагивая технические, документальные и художественные стороны ее эволюции. Хронологические рамки выставки охватывают период с 1850-х до 1910-х годов - время наиболее активных фотографических экспериментов и поисков. В состав выставки включено более 70 экспонатов, большая часть которых экспонируется впервые.

https://spbvedomosti.ru/news/culture/nedelya-otkrytiy-v-ermitazhe-posetitelyam-predstavyat-shedevry-iskusstva/


Знамя с кренделями.
Как петербургские ремесленники придумали себе отличительные знаки

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится уникальная коллекция - 47 цеховых знамен конца XVIII - начала XX века. Старейшее датируется 1785 годом, последнее - 1909-м. Собрание, подобного которому по полноте нет нигде на территории России, поступило в музей в 1923 году из Петроградского губернского архивного бюро.

5Znamya_grebenochnogo_tsekha.jpg

  Знамя гребеночного цеха, хранящееся в коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, датировано, как и ряд других, 1885 годом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

- Мы хорошо знаем парадный Петербург, но подчас забываем о ремесленниках, обеспечивавших столицу своей продукцией, без которой нельзя было представить жизнь горожанина, - говорит хранитель фонда тканей и знамен Светлана Кузнецова.

C самого первого дня ремесленники играли важную роль в хозяйственной жизни Петербурга, и власти не упускали из виду эту группу населения. В 1722 году Петр I издал указ, предписывавший ремесленникам объединяться в цехи по профессиональной принадлежности, дабы повысить уровень мастерства и улучшить качество изделий. К концу XVIII века в столице насчитывалось 56 объединений. Больше всего среди ремесленников было изготовителей продуктов питания, обуви и одежды.

21 апреля 1785 года Екатерина II издала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», больше известную под кратким названием «Жалованная грамота городам». Этот законодательный акт регламентировал правовой статус «городских обывателей». В нем, в частности, было зафиксировано разделение ремесел «на цехи или ремесленные управы». Каждая из управ обязывалась иметь «штаб-квартиру» (по документу - «место для схода»), устав («ремесленное положение»), печать, а также свой «ремесленный значик». Говоря современными словами - логотип.

Однако какого вида должен быть этот загадочный «значик», указано не было, и разные цехи в разных городах принялись наперебой придумывать кто во что горазд. Так, серебряный цех в Смоленске изготовил «значик» в виде иконы, кузнецы в Рыбинске сделали символ из металла и покрыли его масляной живописью. Булочники Владимира решили сэкономить и водрузили на посох цехового старшины металлическую эмблему размером 11 на 8 сантиметров.

Петербургские ремесленники, ориентируясь на традиции работавших в городе немецких цехов, стали делать «значик» в виде знамени из гроденапля (плотной шелковой ткани), расписанного масляными красками. Гроденапль остался «классическим» материалом для подобных знамен. На лицевой стороне полотнища изображался символ того или иного цеха и пояснительные надписи, на обороте - двуглавый орел с гербом города на груди.

- Рисуя герб Петербурга, ремесленники позволяли себе некоторую вольность. Якоря, на официальном гербе помещенные лапами вверх, на цеховых знаменах нередко изображались наоборот, вместо морского и речного якорей рисовали якоря одного типа, не соблюдали геральдические цвета герба российской столицы, - поясняет Светлана Кузнецова. - Что заставляло ремесленников модернизировать не самый сложный герб - остается загадкой.

Численность столичных ремесленников постоянно росла. В 1867 году в 23 цехах Петербурга состояли мастера более ста специальностей, а на рубеже XIX - XX веков в восьми объединениях числились представители 115 профессий. В 1910 году в ведении Ремесленной управы состояло 11 тысяч мастерских, в которых трудились свыше 56 тысяч человек. На цеховых знаменах красочно и довольно понятно для восприятия представлялись те или иные профессии: золоченые ножницы - портные; роскошный диван - мастера обойного цеха, крендель - булочники, трехъярусный торт - кондитеры...

Цеховые знамена использовались при проведении различных церемоний, например, клятвах мастеров, присягах старшин при вступлении в должность. Применялись флаги и во время коронаций, погребений, бракосочетаний членов императорской фамилии. Перед этими событиями полотнища регулярно «поновляли». К примеру, как отмечает Светлана Кузнецова, на девяти знаменах из собрания Музея истории города указана дата коронации императора Александра II, на других - дата погребения этого государя.

Случалось, что цеховые старшины, пользуясь очередным изменением в облике знамени, увековечивали себя на полотнище - на лицевой стороне появлялась надпись, сообщавшая имя и фамилию руководителя цеха.

Поступившие в музей в 1923 году знамена не выставляли на широкое обозрение, поскольку многие были в удручающем состоянии: где-то разошлись нити, где-то осыпался красочный слой. В 1962 году полотнища были впервые отреставрированы в мастерских Эрмитажа, но неудачно. Как пояснила Кузнецова, тогда еще не была разработана соответствующая методика, а в наше время реставрацией цеховых знамен по специальной технологии успешно занималась Татьяна Юрьевна Пронина, недавно ушедшая из жизни.

- В свое время эти знамена поступили в музей вместе с древками, но однажды было принято решение хранить полотнища отдельно. Теперь собрать воедино музейный предмет очень непросто. Приходится подбирать полотнища к древку, анализируя состав прилипших к дереву волокон шелка, сопоставляя отверстия от крепивших знамена гвоздей, - поведала хранитель.

Древки российских цеховых знамен изготовлены из дерева хвойных пород и из березы, их высота вместе с навершием - 255 см, диаметр - 6 см.

Александр Чепель

https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/znamya-s-krendelyami-kak-peterburgskie-remeslenniki-pridumali-sebe-otlichitelnye-znaki/


«Ленин» жил, «Ленин» жив. Как строили первый в мире атомный ледокол

Новую страницу в истории мирового кораблестроения «Адмиралтейские верфи» открыли, осуществив 6 августа 1959 года запуск ядерного реактора на атомоходе «Ленин». Выставка, открывшаяся на днях в Центральном военно-морском музее имени Петра Великого, приурочена к 315-летию этого старейшего в России судостроительного завода и 60-летию окончания строительства первого в мире атомного ледокола. За 30 лет работы он прошел во льдах 560 тысяч морских миль и провел 3740 судов, затем, встав на причал, превратился в музей, а не так давно обрел статус объекта культурного наследия федерального значения.

Завершение строительства атомохода «Ленин» стало знаковым событием. Ледокол был заложен на ленинградском заводе имени Андре Марти, входящем ныне в «Адмиралтейские верфи», 25 августа 1956 года. 2Ledokol_Lenin_D.jpg

Корабелы строили его четыре года по проекту Центрального конструкторского бюро № 15 (в настоящее время ЦКБ «Айсберг») под руководством выдающегося физика академика Анатолия Александрова. Причем заказы на изготовление деталей и агрегатов для этого ледокола получили многие крупные предприятия страны, включая Кировский завод, выпускавший судовые турбины, и ленинградскую «Электросилу», которой было поручено изготовить гребные электродвигатели. Всего же в этом проекте было задействовано около 500 предприятий, научных организаций и конструкторских бюро.

Специалисты всего мира следили за ходом строительства ледокола, не упуская случая понаблюдать за этой работой своими глазами. Во время строительства атомохода на его борту побывали не только зарубежные инженеры, но и вице-президент США Ричард Никсон, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, лидеры других ведущих государств...

5 декабря 1957 года атомоход «Ленин» был спущен на воду, через два года ушел на ходовые испытания (первым капитаном судна стал Павел Пономарев). А после того как 3 декабря правительственная комиссия подписала акт о его приемке в эксплуатацию (позже эта дата была объявлена Днем атомного ледокольного флота России), отправился в плавание, доказав, что способен обеспечивать судоходство в сложных ледовых условиях.

Это был крупный индустриальный и научный прорыв советской страны, открывшей новую эпоху в использовании атомных энергоустановок. Параметры первого 134-метрового атомохода водоизмещением 16 тыс. тонн, который мог ходить на чистой воде со скоростью 18 узлов и преодолевать лед толщиной два метра (наружная обшивка судна выполнена из стали повышенной прочности), проектировщики продумали до мелочей. А экипаж ледокола работал в комфортных, по меркам тех лет, условиях: одно- и двухместные каюты, спортзал и т. д.

В 1989 году судно, награжденное орденом Ленина, совершило последний свой рейс и встало на вечную стоянку у мурманского морского вокзала. А через десять лет началась его вторая жизнь: легендарный ледокол был открыт как музей...

Снимки, запечатлевшие отдельные этапы его строительства и испытания, архивные документы и модели представлены на временной выставке (она будет доступна для посещения по 31 января 2020 года), которую подготовили сотрудники Центрального военно-морского музея вместе со специалистами «Адмиралтейских верфей». История сооружения атомохода отражена и на выставке, открывшейся чуть раньше на борту ледокола «Красин», петербургского филиала Музея Мирового океана.

Виктор Пашков

https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/lenin-zhil-lenin-zhiv-kak-stroili-pervyy-v-mire-atomnyy-ledokol/


Возврат к списку

Наверх