«Книги, бизнес и исторические здания – современный симбиоз»

«Книги, бизнес и исторические здания – современный симбиоз» 12.10.2021

В воскресенье, 10 октября, в рамках фестиваля «Книжный маяк» прошел паблик-ток «Книги, бизнес и исторические здания — современный симбиоз», где владельцы и сотрудники небольших и довольно крупных бизнесов обсудили плюсы и минусы размещения своих компаний в исторических зданиях. Присутствие представителя Совета Петербургского отделения ВООПИиК и профессионального краеведа сделало встречу ещё насыщеннее — с каждой стороны были высказаны аргументы, которые полезно принимать во внимания, обсуждая столь многогранную тему. Главный итог встречи — решение сделать её регулярной! Центр петербурговедения будет отвечать за организацию мероприятий, приглашение новых спикеров и экспертов. А пока — к выводам из прошедшей встречи.

Не каждый бизнес, пришедший на паблик-ток, получил своё помещение в историческом здании осознанно. Например для кафе Chang аренда в особняке Слепцова — чистая случайность, накладывающая и обязательства, но также помогающая в привлечении посетителей. Основатели ювелирного магазина 47 store напротив выбирали дома для своих помещений очень вдумчиво, стараясь подчеркнуть этим эстетику продукта. Магазин участвует в продвижении идеи заботы о культурном наследии и поддерживает восстановление исторических элементов в городе. Общественное пространство «Бенуа 1890» также берет на себя социальную ответственность, меняя жизнь целого микрорайона: выкупили и восстановили здание фермы и дачи Бенуа. Приспособление зданий — сложнейшая и очень актуальная для города тема.

Как же бизнес влияет на город? Александр Кононов, заместитель председателя Совета Петербургского отделения ВООПИиК справедливо заметил, что очень по-разному. Общемировые прогрессивные тенденции сейчас на стороне ответственного бизнеса — становится всё больше людей, пропагандирующих культуру, деликатно сохраняющих архитектурный облик зданий. Это радует посетителей, вызывает дополнительный интерес, притягивает. Жить в историческом здании — хлопотно, финансово затратно, а еще это большая ответственность. Концепцию использования здания нужно иметь с самого начала, и риски нужно просчитать “на берегу”.

В рамках беседы проявилось три подхода к возможностям, которые дает присутствие бизнеса в историческом здании:

— можно использовать детали интерьеры для привлечения посетителей, создавая и транслируя особенную атмосферу в заведении

— можно рассказывать историю здания, владельцев, целого района и смежных областей и исторических периодов, таким образом постоянно  генерируя контент и привлекая новую аудиторию

— можно поставить себя как бизнес, интересующийся и ценящий историю города и выступать в роли мецената, поддерживая волонтерские проекты по реставрации памятников

Начать работу по определению своего места в системе “история — осознанный бизнес” нужно с изучения помещения или здания, и на помощь в этом приходит краеведческая литература, издаваемая ежегодно и бережно собираемая специалистами в фонд Центра петербурговедения библиотеки им. В. В. Маяковского. Приходите на Невский, 20 знакомиться с нашей коллекцией. Мы поможем найти информацию по интересующему объекту или составим справку по дому, который изучаете. Это бесплатно! Библиотека — это методический центр, который с радостью направит исследователя в нужную сторону, даже если он никогда раньше не сталкивался с краеведением. Почему этой опцией пользуется мало владельцев бизнеса? Пока не хватает информированности и даже интереса со стороны пользователей. Пока изучение здания не стало обычной практикой при его использовании, стимулируют собственников уже только надзорные органы.

Поднята важная проблема доступности информации о том, что можно, а что нельзя делать с чисто бытовой точки зрения — как согласовать вывеску, где можно сверлить, куда можно дышать, куда не стоит… Выстраивать взаимоотношения с гос структурами и соседями по зданию — вообще отдельная работа, которую нужно вести параллельно с основными бизнес-процессами. Не хватает институций для коммуникации с собственниками, которые давали бы четкие и прозрачные консультации. ВООПИиК этот запрос слышит и уже обсуждает возможность открытия консультационного офиса для того, чтобы снять часть стресса с компаний, которые обладают зданиями с обременениями.

Где грань баланса между сохранением истории и использованием здания в современных целях обсудим уже в следующий раз.


Благодарим участников паблик-тока, гостей и экспертов. С нами были:

- Елена Плахтий, директор общественного пространства «Бенуа 1890», которое поменяли жизнь целого микрорайона;

- Анна Селиванова, специалист по маркетингу кафе Chang, расположенного в особняке Слепцова в самом сердце Петербурга;

- Екатерина Толстая, основатель ювелирного магазина 47 store; в доходном доме М. С. Мазуровой на Большом проспекте П.С.;

- Анастасия Пронина, краевед, куратор Общественного пространства «Бенуа 1890» и фестиваля уличного искусства City Says;

- Александр Кононов, заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК.


До новых встреч! Подать заявку на участие в следующих беседах о бизнесе в исторических зданиях или поделиться своим кейсом можно в письме на e-mail: m.tychinina@cgpb.ru



Возврат к списку

Наверх