Новоселье в недоскребе

Новоселье в недоскребе 20.12.2019

На лестнице, ведущей к мемориальной квартире Михаила Зощенко (теперь там литературный музей «ХХ век»), появилась стена памяти известных литераторов, его собратьев по перу.

Сейчас в подъезде этого дома, выходящего окнами на канал Грибоедова, Малую Конюшенную улицу и Чебоксарский переулок, тихо. Но стоит включить воображение, чтобы услышать дробное стаккато пишущих машинок. 85 лет минуло с тех пор, как в старом доме Придворного конюшенного ведомства надстроили два этажа и заселили туда писателей.

И застрекотали в «недоскребе», как окрестили надстройку, писательские машинки - с раннего утра до поздней ночи.

Здесь творилась литература минувшего века.

- Сейчас это обычный жилой дом, - говорит директор музея Марина Линович, пока мы идем по лестнице вверх. Можно заметить, как лестница из путиловской плиты переходит в обычную, бетонную - не до роскошеств было в тридцатые.

- Вроде бы и высоко, а по сравнению с первыми тремя этажами, дореволюционными, потолки гораздо ниже. И лестница поуже, и строительные материалы попроще. Мне у бабушки, на четвертом этаже, строго запрещалось прыгать, потому что стены сразу же начинали трястись, - говорит Мария Инге-Вечтомова, научный сотрудник музея.

В свое время в 56 квартирах здесь нашли пристанище более 60 писательских семей. Соседями Зощенко были Виссарион Саянов (там теперь живет скульптор Эвелина Соловьева, вдова писателя Глеба Горышина), Ольга Форш и расстрелянный в 1938-м поэт Борис Корнилов, автор текста знаменитой песни «Нас утро встречает прохладой». Теперь его имя - на табличке «Последнего адреса» у входа в парадное.

Выше, в квартире № 100, обитал Вениамин Каверин, написавший тут первую часть книги «Два капитана». Потом там жил Всеволод Рождественский, теперь его потомки сохраняют в неприкосновенности его кабинет.

Евгений Шварц, которому досталась самая маленькая, 23 кв. м, квартирка, написал тут сценарий к фильму Надежды Кошеверовой «Золушка», и «Тень», и «Дракона», запрещенного цензурой. А вместе с Михаилом Зощенко - пьесу «Под липами Берлина». В ней советские солдаты гуляют по завоеванной столице побежденной Германии. Фокус в том, что написана была пьеса и даже какое-то время шла в Театре Комедии задолго до Победы. А они были в ней полностью уверены.

Тут жили Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Юрий Герман, Павел Лукницкий, Александр Житинский, Юрий Рытхэу - более 130 известных имен вошло в его историю.

В доме очень многое сохранилось в неизменности с тех времен. Те же ступени, по которым ступала Анна Ахматова - на пятый этаж к литературоведу Борису Томашевскому... В коридорах кое-где остались даже следы дровяных шкафов: паровое отопление в доме установили только во второй половине 1950-х годов.

Входные двери в некоторые квартиры подлинные. И самое главное - цела дверь в ту самую квартиру № 122, где в 1934 году поселился Зощенко. Он был тогда на пике славы и мог позволить себе роскошное жилище - пятикомнатное, с двумя каминами. Яркий штрих - сохранившаяся по сей день дверь со звонком, обитая дерматином с переплетами крест-накрест...

Именно в этой квартире Михаил Михайлович пережил моменты и славы, и страшного унижения в 1946 году, когда после известного постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» его заклеймили позором и изгнали из Союза писателей... Спустя два года Вера Кетлинская, секретарь ленинградского отделения Союза писателей, предложила Зощенко обмен: он переезжает в ее квартиру на том же этаже, вдвое меньшую, зато тот, лишенный средств к существованию, сможет расплатиться по долгам. Он согласился...

Первая квартира Зощенко принадлежит теперь частному лицу - иностранцу. Правда, сам он здесь не живет. Когда он покупал ее, то думал устроить в ней мини-отель, но оказалось, что надо менять все коммуникации - с первого по последний этаж. Он этим заниматься не стал, и теперь жилище пустует. Остается лишь мечтать, что когда-то в этой квартире будет музей, ведь в ней сохранились в целости и сохранности зощенковские камины и даже окна с нижними форточками.

- Мы отдаем себе отчет, что наши надежды едва ли сбудутся. Дом в «золотом треугольнике»: здесь цена квадратного метра просто астрономическая, - говорит директор музея.

Нынешний обитатель «второй» зощенковской квартиры - председатель местного ТСЖ Евгений Протченко. Он живет там с самого детства, с 1960-х годов. Правда, к писателям, жившим здесь, отношения не имеет.

Литературный музей «ХХ век» находится в «третьей» квартире Зощенко, где он прожил последние несколько лет - в 1950-х годах. Музей крошечный: мемориальная часть - кабинет Михаила Михайловича и выставочный зал - комната его жены Веры Владимировны. Она пережила его почти на четверть века, сохранив практически всю обстановку и личные вещи писателя: понимала, что рано или поздно его оценят по достоинству...

- Многие жители дома не возражают, если рядом практически с каждой из квартир будет размещена информация о том, кто из писателей в ней когда-то жил, - говорит заведующая экспозицией Елена Сочивко. - Весь дом можно превратить в некое литературно-музейное пространство - подобного, пожалуй, нигде нет. ТСЖ не против.

Здесь действительно все пронизано памятью. Подоконник на лестнице, на котором любила отдыхать Ольга Форш... Закуток на последнем этаже - именно оттуда Зощенко высматривал в окно, не въезжает ли во двор машина с «посланцами судьбы». И там же у Зощенко было тайное место встреч с его другом - писателем Михаилом Слонимским, который очень поддерживал его в самые трудные годы.

С большой неохотой старожилы рассказывают про «нехорошую» комнату на пятом этаже, в которой сотрудники НКВД вели «задушевные беседы» с жителями дома. Комната сохранилась по сей день, используется как кладовка, и даже дверь в нее - подлинная, 1930-х годов.

Ресурсы музея значительные, а места для проведения экскурсий и показа коллекций - очень мало. С давних пор серьезные виды у музейщиков на подвал со стороны Чебоксарского переулка.

- В комитете имущественных отношений нам ответили: готовы предоставить музею это помещение, если найдется тот, кто его купит для этого, - говорит Елена Сочивко. - У нас есть готовые предложения по обустройству пространства, существует эскизный проект, который мы подавали на рассмотрение в комитет по культуре. Родственники обитателей «недоскреба» готовы передать семейные реликвии...

Северин Долинин

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

https://spbvedomosti.ru/news/culture/novosele-v-nedoskrebe-kak-dom-na-kanale-griboedova-stal-pisatelskim/


Тропа к дальнему храму. Проблемы сохранения культурного наследия в Ленобласти

Главная проблема - отсутствие пользователя у многих памятников. Этими словами Владимир Цой, председатель комитета по культуре региона, начал и закончил встречу с журналистами, посвященную итогам реставрации в уходящем году и планам на 2020-й. Заодно представил образцового пользователя - Павла Рыбинцева из Выборга.

В 2019 году выбраны подрядчики и начата реставрация двух деревянных церквей второй половины XVII века, расположенных в Подпорожском районе - это храм Рождества Богородицы в селе Гимрека и Никольский храм в деревне Согиницы. На сами работы выделено из бюджета области, соответственно, 45 млн и 41,5 млн рублей. Первый храм находится в региональной собственности, здесь с выделением денег все понятно. Второй храм - федеральная собственность, и для того, чтобы соблюсти правила целевого использования бюджетных средств, пришлось придумывать специальную юридическую конструкцию.

В обоих случаях предстоит частичная разборка венцов. По словам Цоя, в советские времена при реставрации Рождественского храма с его полной разборкой были допущены ошибки и теперь на одной из стен на большой высоте «выпирают» бревна. У Никольской церкви основная проблема в другом - близко находится речка. Она подмывает берег, на котором стоит здание. Предстоит «непрофильная» для реставраторов работа по берегоукреплению. Все работы намечено провести в 2020 году. За это время необходимо найти пользователя для этих храмов, расположенных в удаленной местности на крайнем востоке Ленинградской области вблизи границы с Вологодской областью и Карелией. Иначе после реставраторов деревянные здания останутся без охраны и присмотра. И это грозит выдающимся памятникам архитектуры, а что говорить о «рядовом» наследии! По этой причине областное правительство подготовило проект регионального закона, который позволит инвесторам получить возмещение 10% затрат на реставрацию. Возможно, цифра увеличится в ходе обсуждения законопроекта, поскольку, во-первых, деньги можно будет получить только после завершения реставрации, а во-вторых, все экспертизы и согласования (а это время и деньги) инвестор должен взять на себя.

По словам Цоя, та же проблема учитывалась и при разработке проекта постановления областного правительства под рабочим названием «Аренда за рубль». Сейчас он проходит согласования в профильных ведомствах. В отличие от петербургского аналога правил такой аренды область намерена сразу установить сверхльготную ставку, не дожидаясь завершения реставрации. Только на создание и утверждение проектно-сметной документации уходит несколько лет: желающих все это время платить аренду по рыночной ставке может просто не найтись.

Председатель областного комитета по культуре видит глобальный выход в создании государственного агентства по сохранению объектов культурного наследия, которое наделяется правами и обязанностями пользователя памятников. Но эта идея натыкается на массу законодательных препон. Пока область намерена создать «парковое» агентство, чтобы защитить зеленые насаждения.

Павел Рыбинцев сообщил, что, купив два деревянных дома бывшей усадьбы Эрикссона на Крепостной улице, стремится восстановить дух старого Выборга. Он познакомился с опытом вологодских мастеров, ездил в финский город Раума, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас ищет реставраторов, которые смогут, сохранив памятники, приспособить бывшие жилые дома под современный мини-отель.

Говоря о других итогах 2019 года, Цой назвал завершение реставрации Смоленских и Ингербургских ворот в Гатчине, веранды усадебного дома Николая Рериха в Изваре, создание проектов реставрации нескольких объектов, в том числе Петропавловского собора и Круглой риги в Гатчине и Петропавловской часовни в селе Заозерье (Подпорожский район).

Особое место в этом и будущем году займут военные мемориалы. Работы велись на 14 объектах. В частности, на Гостилицком мемориале, который входит в Зеленый пояс Славы, работы завершены; захоронение в Кингисеппе обещают привести в порядок к празднованию 75-летия Победы. В 2019 году общий бюджет на проектирование и сами реставрационные работы составил 48 млн рублей. Примерно столько же запланировано на 2020-й.

«Санкт-Петербургские ведомости» спросили у Владимира Цоя про недавнюю разборку усадебного дома в парке «Монрепо», которая вызвала критику авторитетных специалистов по деревянной архитектуре. Цой сказал, что, по его личному мнению, это было правильное решение. Фундамент представлял собой набор камней, уложенных на песке. Сруб, пострадавший от пожаров и протечек, требует замены наполовину.

Дмитрий Иванов

https://spbvedomosti.ru/news/financy/tropa-k-dalnemu-khramu-problemy-sokhraneniya-kulturnogo-naslediya-v-lenoblasti/


Возврат к списку

Наверх