Оценим проекты памятника Чайковскому

Оценим проекты памятника Чайковскому 23.10.2020

В Петербурге спорят о том, какой памятник Чайковскому установить в центре города,
а какой отправить на окраину

В архитектурном конкурсе на эскизный проект монумента определили сразу двух победителей.

Выбор эскизного проекта памятника композитору Петру Чайковскому, который в будущем украсит площадь у Концертного зала Мариинского театра, могут доверить петербуржцам. Для этого в городе планируют провести голосование.

«Дело в том, что мнения горожан о представленных проектах специально собирали и затем учитывали как в ходе первого этапа конкурса, так и второго – на экспозиции с этой целью выкладывали книги для отзывов. Эти отзывы были предоставлены членам жюри, когда они работали и подводили итоги. На сегодняшний день вопрос о том, какой памятник будет установлен на площади у Концертного зала, решает балансодержатель территории, то есть Мариинский театр», – прокомментировали ситуацию в КГА.

«Петербургский дневник» уже обратился за комментарием в Мариинский театр.

Выбор музыкантов

Напомним, что в конце сентября в Петербурге подвели итоги международного архитектурного конкурса на эскизный проект памятника Чайковскому. Жюри конкурса отобрало сразу двух победителей, после чего возник главный вопрос: какой конкретно Чайковский украсит площадь? По словам художественного руководителя – директора Мариинского театра Валерия Гергиева, свое слово о судьбе двух памятников должны сказать выдающиеся музыканты, возможно, и не только Петербурга.

«В архитектурной среде Петербурга найдется достаточно интересная возможность и для одного, и для другого памятника. Это мое сильное убеждение. Я бы никуда не отдавал ни один проект. Если у нас возникнет ощущение, что мы не справляемся с такой задачей, с таким двуглавым орлом, тогда будем думать о Москве или других городах России», – отметил во время подведения итогов конкурса Валерий Гергиев.

Обрести лицо

О том, что в Петербурге могут найти свое место сразу два памятника великому композитору, считают и сами петербуржцы. В редакцию «ПД» пришло уже несколько предложений о том, где бы «прижился» композитор.

«Может, один памятник поставить у нас на Парнасе? В этом микрорайоне много свободного места как рядом с метро, так и напротив, например, у дома № 4 по улице Федора Абрамова. Там вообще сейчас огромный грязный пустырь, а ведь можно из него сделать сквер с памятником Чайковскому и фонтанами, как на «Проспекте Просвещения», возле торгово-развлекательного комплекса «Гранд-Каньон», – подчеркнула петербурженка Людмила Стремянова в своем обращении в редакцию.

Она отметила, что сейчас в микрорайоне практически негде гулять с детьми – одни машины.

«Все были бы рады таким изменениям, тем более у нас для этого есть место. Поэтому не придется «втискивать» второй памятник где-то в городе. Целый район обрел бы свое лицо. Подписи, если нужно, соберем», – добавила жительница города.

Между Гагаринской улицей и площадью Искусств

В «борьбу» за второй памятник композитору включился музыкальный издатель, писатель-краевед Юрий Полоник, который напомнил об идее установки памятника Чайковскому в 1991 году, к 100-летию со дня его смерти. Тогда писатель предлагал установить скульптуру в сквере на Гагаринской улице.

Свой выбор он аргументировал большим количеством адресов, связанных с Чайковским, расположенных рядом с этой улицей.

Так, в здании бывшего Училища правоведения на набережной реки Фонтанки, 6, Чайковский учился, в доме № 6 на Соляном переулке жили его родители, там же скончалась его мама. В доме № 11 на Пантелеймоновской улице (ныне улица Пестеля) Чайковский одно время жил, а в доме № 30 на Гагаринской улице композитор бывал в гостях у Людмилы Шестаковой, сестры композитора Михаила Глинки.

По мнению краеведа, памятник под рабочим названием «Чайковский — мираж» авторского коллектива, в который вошли скульптор Виктор Гаврилов, архитекторы Виталий Чернышев и Алеся Тукач, как нельзя лучше подходит для установки его перед Концертным залом Мариинского театра. Ведь его художественное решение хорошо сочетается с архитектурой как этого зала, так и здания второй сцены Мариинского театра, находящегося поблизости.

При этом памятник второго победителя конкурса Екатерины Пильниковой – «парящий» в воздухе Чайковский с нотной папкой под мышкой, по мнению Юрия Полоника, будет смотреться именно в «старой» части города, а сквер на Гагаринской улице идеально подходит для него.

«В качестве еще одного места для памятника Чайковскому жива идея установки его на Михайловской площади (ныне площадь Искусств) – напротив входа в Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича. С этой площадью связано множество событий в жизни композитора: Михайловский театр был любимым местом правоведов; классы Русского музыкального общества, размещавшиеся в левом флигеле Михайловского дворца. Пётр Ильич был одним из первых учеников этих классов и приходил сюда после чиновной службы в департаменте Министерства юстиции. В Колонном зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал Санкт-Петербургской филармонии) впервые прозвучали многие его сочинения, да и сам он выступал здесь в качестве дирижёра», – считает Юрий Полоник.


Яна Григорьева
Источник: Петербургский дневник
https://spbdnevnik.ru/news/2020-10-22/v-peterburge-sporyat-o-tom-kakoy-pamyatnik-chaykovskomu-ustano...

«Можно сносить». Петербуржцы не оценили новостройку на Днепропетровской

«Здание, которое можно смело сносить сразу после постройки». Так некоторые петербуржцы оценили только-только сданный жилой дом на Днепропетровской улице, 37.

Появление новостроек на территории между Боровой и Днепропетровской улицами – явление редкое. Дома там строили в первую очередь вдоль Лиговского проспекта. Хотя так называемых лакун – или «выбитых зубов», как любят их именовать современные проектировщики, – там немало.

Одна из них была на Днепропетровской улице между домами № 41 и 35. Лицевая часть участка крохотная, зато в собственности застройщика оказался обширный кусок двора – в общей сложности почти гектар. Вот тут и развернулись по-взрослому. ООО «Строительные ресурсы. Лиговский» заказало проект крупного жилого дома. Судя по всему, от проектировщика – это ООО «КБ «Сегмент» (по данным kartoteka.ru, владельцем является Константин Волоковский) – видимо, требовали воткнуть сюда максимальное количество квадратных метров, используя все возможности высотного регламента и прочих нормативов. В итоге восьмиэтажка оказалась вдвое выше окружающей исторической застройки.

Архитектура дома заслуживает особого описания. По сути, это возвращение в 2000-е годы, когда проектировщики ставили перед собой задачу сделать побольше стекла, добавить колонн и при этом выполнить это без особого опыта. Сейчас такое направление в Сети именуют «капиталистическим романтизмом». Ровно так, например, выглядит большая часть современных жилых домов на Крестовском острове, где неожиданно выделяются разве что объекты зодчего Герасимова.

Вот такой «капиталистический романтизм» пришел и на Днепропетровскую. Два нижних этажа незатейливо, но с явной гигантоманией повторяют рустовку, а остальное сплошняком «залито» стеклом. Разбавить этот массив предпочли металлическими колоннами-трубами и карнизами-консолями.

Неудивительно, что этот привет из бесшабашного начала XXI века вызвал бурю негодования. «Опять мусорное здание, которое можно смело сносить сразу после постройки» – такая оценка набрала немалое количество лайков в Интернете. Но есть и другие, тоже негативные, мнения.

«Архитектурный стиль «российский цыганизм», типичный пример», – полагает Алексей Горячко. «Первые два этажа – симпатично, все, что выше, – будто торговый павильон на рынке», – оценивает Антон Адамович. «Чересчур высокая стекляшка», – замечает Андрей Дегтярев.

Кирилл Смирнов считает, что такие дома все-таки имеют право на существование, но не на Днепропетровской: «Где-нибудь в Старой Деревне смотрелся бы нормально, но не здесь». В определенной степени его поддерживает Станислав Бартенев: «Дом отдельно не хуже всего того, что строят во всей русской ойкумене. Основная беда, как всегда, в несоразмерности: в два раза выше окружения и искажает панораму улицы».

По данным интернет-проекта «Архрейтинг», в рамках которого изучается мнение простых горожан о новых зданиях в центре Петербурга, жилой дом на Днепропетровской улице, 37, получил мизерные 15% положительных голосов. Это 14-е место с конца в списке из 277 объектов.


Дмитрий Сергеев
Источник: Санкт-Петербургские ведомости
https://spbvedomosti.ru/news/gorod/mozhno-snosit-peterburzhtsy-ne-otsenili-novostroyku-na-dnepropetrovskoy/




Возврат к списку

Наверх