«Петербург в фотографии XIX века»

«Петербург в фотографии XIX века» 27.11.2019

К 180-летию изобретения фотографии Музейно-выставочный центр РОСФОТО покажет оригинальные отпечатки с видами города на выставке «Петербург в фотографии XIX века». «Собака.ru» до открытия экспозиции показывает эксклюзивные кадры, благодаря которым становится понятно: галерея открыточных видов Петербурга окончательно сложилась еще в 1880-х годах.

Годом рождения фотографии считается 1839, когда французский физик Франсуа Араго сделал доклад о дагеротипии на совместном заседании Французской академии наук и Академии изящных искусств, хотя первое устойчивое фотографическое изображение было создано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, но оно не сохранилось до наших дней. Через год член-корреспондент Академии наук России И. Гамель знакомится с Жаком Дагером и под его руководством лично выполняет несколько снимков. После этого новая технология стремительно распространяется по Российской империи.

Петербург в начале 1840-х годов стал фотографической столицей России — сюда съезжались фотографы со всей Европы, как уже получившие признание и успех, так и только начинающие; открывались и ателье местных владельцев.

Выставка «Петербург в фотографии XIX века» знакомит зрителей с творчеством местных фотографов: Альфреда Лоренса, Альберта Фелиша и Карла Буллы — авторов классической галереи видов Санкт-Петербурга. Именно они, несмотря на многие технические сложности и несовершенства только возникшей художественной технологии, создали эталонные фотографические изображения нашего города.

Альфред Федорович Лоренс открыл фотоателье в Петербурге в 1855 году, а в 1862 году представил фотографические портреты и стереоскопические виды окрестностей Санкт-Петербурга на Всемирной выставке в Лондоне. Он одним из первых в столице занялся съемкой на ее улицах и площадях, сочетая опыт живописной традиции с интуитивным применением возможностей светописи.

Альберт Фелиш прибыл в Петербург из Германии в 1866 году, чтобы стать фотографом-портретистом, но в этой области уже была огромная конкуренция. Поэтому Фелиш решил снимать городские виды и интерьеры зданий. В этом жанре тогда работали толькоДжованни Бианки и Альфред Лоренс. Вскоре его работы стали пользоваться заслуженной славой. Фелиша считают одним из родоначальников репортажной фотографии, например в 1872 году он снимал празднование 200-летия со дня рождения Петра Великого в Петербурге.

Самый популярный фотограф, отпечатки которого покажут в РОСФОТО — легендарный Карл Булла. Будущий основатель фотодинастии приехал в Петербург в 1865 году 10-летним мальчиков и был определен на службу в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей — так начался его путь в профессии. Через 30 лет в «Русском фотографическом журнале» имя Буллы впервые было названо как имя известного фотографа. Карл Булла работал в самых разных жанрах: от портрета до репортажной фотографии. Но самое главное — он получил официальное разрешение на съемку государственных торжеств и других мероприятий, на которых присутствовал император, а также на съемку всех военных маневров, учений и смотров.

Помимо известных снимков в экспозицию вошли фотографии пока еще не установленного авторства из альбомов, хранящихся в собрании РОСФОТО, в том числе из недавно атрибутированного альбома братьев Де Жон, французских фотографов, чье творчество в Северной столице было мало известно. В ателье трудилось три брата Виктор-Эдуар (Victor-Edouard, 1859–1926), Леон Франсуа-Франсис (Leon Francois-Francis, 1861–1944) и Огюст Клемен (Auguste Clement, 1863–1947), ателье просуществовало с 1880 по 1903 год.

Проект РОСФОТО состоит из выставки, программы лекций и мультимедийной части, демонстрирующей принцип работы фотокамеры и устройство фотоателье. Благодаря интерактивной модели зрители побывают «внутри» старинного фотоаппарата, попробуют его в работе и создадут студийный портрет, визуально передающий особенности различных ранних техник фотопечати. Кроме того, можно будет перенестись в наиболее популярные места съемки видовых фотографий, рассматривая стереофотографии с помощью специальных устройств: высококачественного электронного стереоскопа и точной современной копии старинного прибора. Выставка составлена из оригинальных фотоотпечатков, хранящихся в собрании РОСФОТО, а в случае, когда их экспонирование невозможно, на помощь приходят цифровые технологии, позволяющие полистать антикварный фотоальбом, посмотреть увеличенные старинные снимки, напечатанные современным цифровым способом, и принять участие в интерактивной экскурсии по фотоателье, располагавшимся на Большой Морской улице во второй половине XIX века

Петербург в фотографии XIX века

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО

30 ноября 2019 — 2 февраля 2020

Александра Генералова

Илл.: Ателье «Братья Де Жон», издание А. Фельтена. Наб., Фонтанки. 1880-90-е гг.

http://www.sobaka.ru/entertainment/art/100198


В Анненкирхе пройдет международный фестиваль-конференция «Городские активиз/МЫ»

7 декабря в Анненкирхе пройдет международный фестиваль-конференция «Городские активиз/МЫ». В программе мероприятия лекции, воркшопы и дискуссии о том, как сделать город не только комфортным для жизни, но и привлекательным для самореализации, а также презентации книг и сборников на тему урбанистики.

Пастор из Берлина Виктор Вебер расскажет о роли протестантской церкви в поддержку гражданского активизма, профессор факультета политических наук Европейского университета Олег Хархордин — о гражданской доблести в республиканизме и у декабристов, а блогеры и городские активисты проведут дискуссии с горожанами.

Минская урбанистическая платформа проведет лекцию-дискуссию «Право на город в недемократическом обществе: опыт урбанистики в Беларуси», а редактора петербургских СМИ рассудят, как связаны активизм и журналистика — насколько эти вещи совместимы в современной России.

В рамках профессиональной части фестиваля-конференции пройдет дискуссия «Новые городские профессионалы: активисты и урбанисты», где обсудят, почему в современных урбанистах видят представителей нового профессионального сообщества и как сочетать активизм и урбанистику. Позже главный редактор проекта «Теплицы социальных технологий» Наталья Баранова расскажет, платформы для онлайн взаимодействия будут полезны в работе социальных проектов.

На фестивале также проведут круглый стол на тему «Что могут и чего не могут новые муниципальные депутаты: ожидания, возможности, пределы и преодоления», где эксперты вместе с горожанами рассмотрят роль современного муниципального депутата как явления трансформации городского активизма.

Позже эксперты из Парижа, Берлина и Петербурга поговорят «Об импорте и экспорте: зачем мы ездим за границу и возим туда других». Расскажут о преемственности, опыте культурного и практического обмена, а также обсудят вопросы перспектив взаимного обмена опытом между Россией и Европой. В завершении пройдут дебаты сторонников климатического активизма и их оппонентов.

Параллельно с лекциями и дискуссиями в рамках фестиваля будет представлена книга «Urban commons. Городская совместность: за пределами государства и рынка» и сборник «Urban Activism in Eastern Europe and Eurasia. Strategies and Practices», а финальным аккордом фестиваля станет выступление группы «Добраночь».

Международный фестиваль-конференция «Городские активиз/МЫ» пройдет 7 декабря в Анненкирхе на Кирочной улице, 8 В. Начало в 10:00, вход свободный по предварительной регистрации.

Дарья Гладких

http://www.sobaka.ru/city/urbanistics/100192


Возврат к списку

Наверх