Построить дом и посадить дерево

Построить дом и посадить дерево 18.11.2019

Сделать Петербург более зеленым — общая задача и городских властей, и застройщиков, благоустраивающих территорию вокруг новых жилых комплексов. Главным трендом становится стремление к естественности и биоразнообразию.

Кизильник и барбарис — на Биржевом проезде, липы и боярышник — в Александровском саду, в Полюстровском парке — ели, а на улице Типанова и Богатырском — клены. Всего в Петербурге за 2019 год должны высадить около 12000 деревьев. Поддерживать статус «города парков» Северной столице не так-то просто. И если в районах новой массовой застройки отвести место под зеленые пространства можно во время планирования территории, то в уже сформированных множество ограничений, включая коммуникации и границы красных линий.

«Роль и функция зеленых насаждений в городской среде всегда была одна и та же — защита здоровья и жизни горожан, — рассказывает координатор движения «Деревья Петербурга» Мария Тиника. — Есть огромное количество научных исследований в этой области. Даже появилось целое направление — терапевтический ландшафт».

Городские власти обещают, что в 2020 году посадят еще на 15% больше молодых деревьев, ведь необходимо, в том числе, компенсировать потерю погибающих от неизлечимой голландской болезни вязов, а также тополей, которые активно высаживались в городе после войны, а сегодня уже исчерпали свой жизненный цикл. Деревья нужно сажать и в центре, и в районах новостроек. «Во дворе-колодце дерево так же необходимо, как и в 25-этажном жилом комплексе», — уверена Мария Тиника.

Пустить природу в город

Чаще всего в Петербурге деревья высаживаются линейно на улицах и в шахматном порядке, или группами — в садах и парках. «Дерево — это надолго. Оно развивается, и ему необходимо место в будущем. — говорит Мария Тиника. — Есть правила, но мне кажется, пришло время более гибко рассматривать разные виды деревьев на улицах и во дворах».

Конечно, Петербург совсем не южный город, но и в нашей климатической зоне флора достаточно разнообразна, в том числе и те виды, которые могут расти в городских условиях. Тем более, что деревья бывают высокие и не очень, теневыносливые и светолюбивые, плодовые, более и менее чувствительные к почве и т. д. «Для каждого региона свои возможности выживания и приживания, — комментирует Мария Тиника, — но в связи с изменением климата некоторые виды могут продвинуться на север».

С учетом нашего климата легче приживаются хвойные культуры, а вот не морозостойкие растения южной полосы России лучше не использовать, рассказывают в компании Setl Group. Оформляя пространство хвойными растениями, стоит выбрать миниатюрные сорта для декорирования и высокорослые деревья для создания групповых и рядовых посадок. А чтобы растительность у дома радовала глаз с начала весны до поздней осени, лучший вариант — клумбы непрерывного цветения.

«По возможности нужно сохранять естественный ландшафт и флору, чтобы фауна не ушла, поэтому главный тренд — биоразнообразие, — комментирует Мария Тиника. — Очень часто звучит сейчас: впусти природу в город».

Поэтому, по ее словам, нужно думать и создавать устойчивые биосистемы, а не делать «чтобы красиво» из рулонного газона и однолетних цветов.

Озеленение требуется и общественным пространствам, и дворам. Но масштаб двора в целом мельче и позволяет создавать более уютные и защищенные пространства. Что касается ассортимента посадок, то его диктует в основном освещенность. Дворы менее освещены, чем открытые городские пространства. Поэтому, например, большинство злаков не удастся посадить в маленьком дворе, так как для роста им нужны солнечные открытые участки. Зато прекрасно себя будут чувствовать растения теневого сада.

Одних парков мало

«Горожане наконец увидели, что исчезают деревья и почувствовали их отсутствие, — говорит Мария Тиника. — Уже появились целые микрорайоны без деревьев. Такого раньше не было». По ее словам, в некоторых ЖК жители хотели бы посадить деревья, но часто все газоны заняты сетями, и посадить деревья невозможно.

Например, сейчас активно застраивается Выборгский район — каждая десятая квартира в новостройках приобретается именно здесь. Казалось бы, для этого района вопросы озеленения стоят не так остро — здесь более 20 садов, парков и скверов. Одна только Сосновка занимает больше 300 гектаров.

Но, к сожалению, до сих пор еще в новостройках можно встретить озеленение, представляющее собой фактически один газон с одним-двумя видами деревьев и однолетниками. Дело в том, что нормы по озеленению не диктуют застройщикам конкретные виды растений, поэтому формально задачи создать что-то особенное перед застройщиками не стоит. «Сейчас если вы зайдете на территорию нового ЖК, то увидите чаще всего прутики на территории детского сада и голый газон на всей остальной территории двора», — считает Мария Тиника. По ее словам, необходимо создавать тихие места с большим количеством деревьев — а у нас чаще всего машины, забор и детские площадки — главные элементы дворов.

Это уже не удовлетворяет покупателей новостроек, уверены в «Петербургской Недвижимости». Любой ландшафтный дизайн жилого комплекса при всех архитектурных достоинствах новостроек, останется неприглядным, пока в нем не будет достаточного количества озеленения. Поэтому социально ответственные девелоперы заранее продумывают благоустройство.

К счастью, в этой ситуации наметилось какое-то движение. «За последние годы изменился сам подход застройщиков к озеленению и благоустройству территории, — рассказывают в компании «Петербургская Недвижимость». — Именно зеленые пространства сейчас во многом являются ключевыми «фишками» дома, привлекающими покупателя. От того, насколько интересно, полезно и функционально оформлены общественные пространства, зависит в том числе успех проекта». Вырастить дерево — задача не одного дня, поэтому благоустройство и озеленение — это первое, о чем заботится застройщик после завершения строительства дома, прокладки подъездных путей и коммуникаций.

Ведь кроме эстетического эффекта озеленение влияет и на окружающую среду: многолетние цветы привлекают насекомых, те — птиц, в результате — двор с бабочками и поющими птицами. Современный застройщик это понимает и заранее думает о том, как территория будет жить после сдачи объекта.

Зеленые дворы

На территории жилых комплексов теперь не просто сажают деревья, но и создают продуманные масштабные зеленые пространства. Так, в проекте бизнес-класса Svetlana Park, состоящего из двух домов в форме каре, запланировано создание дендропарка — уникального спроектированного флористами и экологами пространства для отдыха. В каждом дворе, на площади почти 3000 квадратных метров будут высажены специально подобранные, интересные виды деревьев, цветов и кустарников.

Из деревьев здесь появится сосна обыкновенная глаука, клен остролистный, ива ломкая шаровидная, береза пушистая ауреа и др. Деревья, специально выращенные для дендропарка в двух питомниках, будут высотой до 4 метров. Чтобы посадить деревья и другие растения, будет выполнена геопластика, создан специальный почвенный слой с плодородным грунтом. Дополнит зеленые растения декоративное оформление: перголы, дизайнерские скамейки, светильники для освещения дорожек, а также «садовые шары» диаметром до 50 см.

Дендропарк — это не просто парк. Растения здесь соседствуют друг с другом по систематическим, географическим, экологическим и декоративным признакам. Как рассказывают в Setl Group, для дендропарка в ЖК Svetlana Park разработаны авторские композиции, которые подчеркивают рисунок естественного ландшафта. Эстетический эффект создают растения разной высоты и разного срока цветения: хвойные деревья и кустарники различных оттенков вдоль дорожек, за ними — высокие цветущие кустарники, и все это комбинируется с декоративными злаками и травами.

При этом растения в ЖК Svetlana Park* подобраны таким образом, чтобы не возникало необходимости в профессиональном постоянном уходе, только минимальное и самое необходимое внимание: инсоляция, поливка, стрижка. Тем более, что в моду входит произвольная естественность — легкая «запущенность» сада придает участку определенный шарм.

Но понятно, что какими бы неприхотливыми растения ни были, время от времени они все же нуждаются в «осмотре» специалистов.

https://www.fontanka.ru/longreads/ozelenenie_spb_svetlana_park/


Посмотрите, как москвичи изменили проект двух станций коричневой ветки петербургского метро под свой стиль

«Свежей струей» брызнут на карту городской подземки 2 станции Красносельско-Калининской линии метро. Проектировщики из Москвы показали, как за 236 млн рублей переделали проект станций после коллег из Петербурга.

юго-западная.jpg

15 ноября на месте будущего входа на станцию метро «Юго-Западная» главный архитектор московского «Метрогипротранса» презентовал облик двух станций коричневой ветки подземки Петербурга, которые должны открыться в 2022 году. Столичные гости решили зайти ярко, сразу же обозначив свой стиль. Честно признались – переклички с московскими станциями есть.

«По стилистике обе станции отличаются от традиционных питерских станций. Это естественно, потому что архитекторы другие, подходы несколько иные, осмысление подземного пространства несколько иное. Я лично предпочитаю жесткую подземную графику. Несколько строго, несколько иначе осмысляется пространство, чем в питерском метрополитене. Это очень важно – внести свежую струю в уже давно сложившуюся систему питерского метрополитена. Свежая струя, свежий дух придаст особый импульс развитию архитектуры подземки. Это новый взгляд» – так обозначил свой подход главный архитектор московского «Метрогипротранса» Николай Шумаков.

Он также отметил, что «Путиловская» и «Юго-Западная» перекликаются со станциями московского метрополитена, в частности с «Фонвизинской», «Бутырской» и «Петровско-Разумовской». «Переклички четко прослеживаются, профессионал сразу же увидит», – авторитетно заявил Шумаков.

В проектных решениях вход на «Юго-Западную» будет располагаться в 4-этажном здании шестигранной формы с внутренним атриумом, перекрытым светопрозрачным куполом. Внешне напоминает ТЦ или паркинг (там будет находиться подразделение ГУП «Петербургский метрополитен»).

«Пассажир попадает не просто в низкое пространство, он попадает в атриум, который будет раскрыт в небеса и перекрыт куполом. На мой взгляд, достаточно интересное решение. Район сразу оживет и заиграет по-другому. Метрополитен получит новое толкование вестибюльного пространства», – заявил один из авторов проекта, главный архитектор «Метрогипротранса». На вопрос корреспондента о сходстве с ТЦ или парковкой ответил: «По моим скромным рассуждениям, это чисто инженерный корпус, видно, что это офисный центр, там сидят сотрудники метрополитена, следят за станциями».

Петербург платит московскому «Метрогипротрансу» 236 млн рублей за корректировку уже имевшегося проекта. Причина – необходимость изменить архитектурные, объёмно-планировочные и конструктивные решения пересадочного узла «Кировский завод» – «Путиловская». Подрядчику нужно было учесть возможное воздействие будущего участка линии метро на выявленный объект культурного наследия «Дворец культуры им. И. И. Газа».

москва.jpg

Новый проект станции метро, разработанный московским проектным институтом «Метрогипротранс»

Как рассказали в смольнинском комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), перронная часть «Юго-Западной» разделена на три цилиндрических нефа: центральный зал, соединенный эскалатором с вестибюлем, и два боковых нефа – традиционно предназначенных для посадки в вагоны поезда. За основу архитектурной композиции москвичи взяли металлические ступенчатые арки, обрамляющие проходы между центральным и боковыми залами.

«В оформлении станции нашла отражение военно-историческая тематика. Так, трехчастное деление арок ассоциативно связано лентой наиболее известных государственных военных наград – ордена Святого Георгия и Георгиевского креста, а цвет напоминает оружейную сталь. В арки интегрированы светодиодные светильники, которые начинаются от пола и идут по всей их длине. На контрасте с арками стены и пилоны выполнены в белоснежном мраморе», – сообщили в комитете.

С «Путиловской» как следует разогнаться московским проектировщикам не дал петербургский комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Вход на эту станцию Красносельско-Калининской линии – небольшая одноэтажная постройка, с высоты напоминающая по форме цифру «7» и крепко отдающая временами СССР.

«Для безопасности пассажиров между поездом и платформой предусмотрены автоматические платформенные двери. Основной композиционный акцент сделан на центральном зале платформы. Арки расположены с шагом 7,6 метра и выполнены из нержавеющей стали. Динамичные формы арок и колонн работают на контрасте с белым потолком и светлым полом платформы, визуально расширяют пространство, придают ощущение легкости и воздушности», – рассказывают в КРТИ.

Москвичи обещают на «Путиловской» сделать отдельный лифт для инвалидов, спускающий их в подземку. «Восхищен питерским руководством метрополитена, которые идут на эти затраты», – сообщил Николай Шумаков. В беседе с корреспондентом «Фонтанки» московский проектировщик заявил, будто бы по-другому доставить маломобильных граждан в подземку нельзя. На возражение, что на многих станциях метро власти обустроили входы для колясочников и без отдельных лифтов, а например, с помощью подъемников, саркастично признался: «Ну, конечно, я не знаю, откуда мне знать, я же мальчик с детсада».

питер.jpg

Прежний проект станции метро, разработанный петербургским проектным институтом «Ленметрогипротранс»

Москвичи также собираются изменить и другую традицию петербургской подземки – мозаичное оформление. Как рассказал Николай Шумаков, городские власти совместно с «Метрогипротрансом» организуют среди молодых художников конкурс на разработку элементов «монументально-декоративного искусства», которыми украсят станции. По признанию проектировщика, он бы хотел, чтобы станции оформили с помощью росписи по стеклу.

Заместитель председателя КРТИ Михаил Самборский заметил, что ему нравится то решение, которое нашли москвичи. Он также сообщил, что станции должны быть готовы принять пассажиров во второй половине 2022 года, несмотря на то что «Метрострою» пока не удалось наверстать отставание от календарного графика (а еще в июне отставали на год).

Напомним, что «Метрогипротранс» в октябре 2019 года выиграл конкурс на проектирование продолжения коричневой ветки на юго-запад до станции «Сосновая Поляна». Контракт на 990 млн рублей заключен сроком на 4 года. Первоначально его выиграл петербургский «Ленметрогипротранс» с предложением в 743 млн рублей, а конкуренты из Москвы даже не были допущены. Позднее петербургское Управление Федеральной антимонопольной службы отменило итоги торгов. В новом конкурсе «Метрогипротранс» стал единственным участником и взял контракт по максимальной цене.

Михаил Грачев, «Фонтанка.ру»

Илл. 1: вестибюль станции «Юго-Западная» / проект «Метрогипротранса»/ автор фото Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

https://www.fontanka.ru/2019/11/15/112/


Возврат к списку

Наверх