Россия заново «вскроет» Линию Маннергейма

Россия заново «вскроет» Линию Маннергейма 07.08.2017

В Ленинградской области обсуждается проект музеефикации военных укреплений, которые Финляндия уже давно сделала бы туристическим брендом. Уже 11 августа представители региональной Общественной палаты с участием областного комитета по культуре и краеведческого общества планируют выехать на объекты так называемой Линии Маннергейма.

Они собираются обсудить вопросы музеефикации укреплений, хранящих память о кровопролитной Советско-финской войне 1939-1940 годов. Эта тема имеет особое значение не только для Ленобласти, но и для России в целом, поскольку власти Финляндии уже давно сделали немногочисленные памятники, расположенные на своей территории и имеющие отношение к Зимней войне, популярным туристическим местом. В России же (хотя у туристов, разбирающихся в военной истории, грозные ДОТы вызывают не меньший интерес) вопрос системно не решён.

О планах по музеефикации объектов Линии Маннергейма «Конкретно.ру» рассказал зампред комиссии по историческому, культурному и духовному наследию Общественной палаты Ленинградской области Сергей Полторак.

– Если говорить о военной истории, то особенно богат на такие памятники Карельский перешеек. Когда-то здесь складывали свои головы новгородцы, шведы, финны, русские, советские воины. На протяжении веков эти места в среднем каждые 50 лет переходили из рук в руки. А построенная финнами в 20-30 годы прошлого века Линия Маннергейма является олицетворением огромных людских потерь в 1939-40 годах. 27 тыс. погибших финнов и 127 тыс. с нашей стороны – таковы, по самым скромным подсчётам, итоги той кампании. Но если финны уже увековечили у себя эту память, мы только в начале пути, – рассказал Полторак.

Нынешнее положение дел связано ещё и с тем, что в советское время было не принято говорить о «незнаменитой» Финской войне из-за долгих и кровопролитных боёв, которые далеко не сразу привели к «взлому» Линии Маннергейма.

Сегодня её остатки располагаются на территории Ленинградской области между Ладожским озером и Финским заливом на протяжении до 135 км. Линия была глубоко эшелонирована и включала три линии обороны: ближайшая к границе называлась «главная», затем «промежуточная», а в непосредственной близости от Выборга – «задняя». Самый мощный оборонительный узел главной линии располагался в районе Суммакюля (на территории нынешнего военного полигона у посёлка Каменка), там полегло большое количество наших солдат. Некоторые ДОТы из числа расположенных здесь укреплений худо-бедно, но сохранились – это «миллионик» Sj-5 на высоте «Язык», Sj-4 «Форт Поппиус» на высоте 65,5 и другие. Они посещаются, несмотря на трудности проникновения на объекты, как нашими, так и финскими «дикими» туристами.

Но в Финляндии объекты военной истории содержатся лучше: это музей главной ставки Маннергейма в Миккели, музей Линии Салпа в Миехиккяля, Музей-бункер в Виролахти, фронтовой музей в Лаппохья. На них государством выделяются значительные средства. Тогда как с российской стороны музейные инфраструктура и сервис зачастую отсутствуют. Из-за чего финские фирмы зарабатывают немалые деньги на организации поездок своих соотечественников к заброшенным и труднодоступным объектам Линии Маннергейма в России.

– Не думаю, что потребуется много средств на её музеефикацию, хотя, разумеется, оценку денежных вложений необходимо провести. К этим проектам, наверняка, можно будет привлечь наших предпринимателей, среди которых много людей, искренне интересующихся военной историей, да и окупаемость с учётом развития туризма более чем возможна. Объекты уже есть, не требуется строительства нового музея и т.д. Требуется лишь привести в порядок то, что мы имеем: облагородить пространство вокруг, наладить транспортную доставку туристов, торговую зону, расставить указатели, наладить экскурсионное обслуживание, – полагает собеседник «Конкретно.ру».

О том, что это должен быть большой государственный проект, в Общественной палате Ленинградской области не сомневаются. Сегодня в России существует несколько небольших музейных коллекций, посвящённых Зимней войне. Но этого слишком мало.

Кстати, в поселке Ильичево, недалеко от того места, где прозвучали первые выстрелы Зимней войны, на частные пожертвования возводится православный храм Святого Леонида Египетского, посвящённый всем погибшим в войнах и бедствиях на Карельском перешейке, независимо от их национальности и вероисповедания. В разработке концепции оформления и убранства храма принимал участие выдающийся русский иконописец Теодор (о. Зинон). В конхе апсиды храма написана фреска с образом скорбящей Богоматери работы Филиппа Давыдова. В этом году планируется освящение храма с поминанием всех погибших на Карельском перешейке.

Полторак добавляет, что у Ленинградской области есть опыт проработки масштабных проектов по музеефикации исторически значимых территорий. К примеру, несколько лет назад по инициативе Общественной палаты региона были начаты работы по превращению Старой Ладоги – первой столицы Древней Руси – в общенациональный культурно-исторический центр, созданию целого туристко-рекреационного кластера.

Что касается музеефикации Линии Маннергейма, то эксперты предвидят и некоторые проблемы. Так, некоторые ДОТы-«миллионники» расположены на территории, принадлежащей Минобороны. «Миллионерами» или «Миллионниками» называют все крупные финские ДОТы, на строительство которых тогдашние финские власти якобы потратили больше 1 млн финских марок. При этом сами жители Суоми именем «Millionaire» называли только один ДОТ, самый большой.

В правительстве Ленобласти «Конкретно.ру» сообщили, что любая инициатива заслуживает рассмотрения, однако детальных проектов по музеефикации Линии Маннергейма сюда пока не поступало. При этом в областном комитете по культуре рассказали, что материалы о Зимней войне уже представлены в государственных «Выборгском объединенном музее-заповеднике», Ильичевском филиале «Ялкала», музее-крепости «Корела». А сотрудники этих музеев проводят экскурсии по отдельным объектам Линии Манергейма.

В целом, «Комплекс оборонительных сооружений линии Маннергейма» уже является выявленным объектом культурного наследия и состоит под государственной охраной, а не далее, как 6 июля этого года фрагмент линии у деревни Кутерселька (ныне посёлок Лебяжье) был признан достопримечательным местом регионального значения. Там уже проводятся памятные мероприятия, и планируется дальнейшее благоустройство. Проблема только в том, что площадь музеефицированного участка – 0,1 кв. км, а Линия Маннергейма растянулась на 135 км.

Директор Военного музея Карельского перешейка (Выборг) Баир Иринчеев рассказал нам, что на Линии расположены больше 200 «точек» обороны, находящиеся в разной степени сохранности: от полного разрушения до хорошего состояния.

– Опыта музеефикации такого огромного пространства нет ни у Ленинградской области, ни у России, ни у других стран. В Европе есть Линия Мажино, Линия Зигфрида, но и там не все музеефицировано, некоторые памятники заброшены, – констатирует музейный работник.

У соседей-финнов есть Линия Салпа, но она в отличие от наших ДОТов выдолблена в скалах, а самое главное, не участвовала в боях, поэтому там несколько другие вопросы по сохранности. При этом всё равно, конечно, какой-то финский опыт в этой сфере можно взять.

По мнению Иринчеева, речи о полной музеефикации всей Линии Маннергейма идти не может. Но следует заняться сохранением наиболее ценных участков.

– Например, мы несколько лет назад обращались в областной комитет по культуре по поводу ДОТа №2 в укрепрайоне Суммакюля, где несколько суток шёл бой, а пятеро наших военных получили звания Героев Советского Союза. Несмотря на то, что наши сапёры когда-то извели на этот дот 5,3 тонны взрывчатки, он неплохо сохранился. Однако ДОТ до сих пор не учтён, и если его взорвут какие-нибудь «черные копатели», официально его как не было, так и не будет, – сетует он.

Иринчеев согласился, что уже есть объекты Линии, которые власти внесли в реестры и взяли под охрану. Но даже это не всегда спасает. В частности, несколько учтённых ДОТов, находясь недалеко от шоссе, используются прохожими в качестве свалки.

– Мы понимаем, что всё упирается в ресурсы. Людей, которые отвечают за охрану памятников, немного, а объектов культурного наследия в Ленобласти около 5 тыс. Но даже не обладая большими ресурсами, можно расставить таблички, кое-где ограждения, организовать парковку для автобусов в районе самых интересных объектов. Мы и сегодня водим туда экскурсии, но припарковаться – реальная проблема, – говорит наш эксперт.

При этом директор музея поблагодарил власти области за то, что за последние три – четыре года на Карельском перешейке построили новые дороги, из-за чего Линия Маннергейма стала немного доступнее.

Впрочем, как полагает координатор Клуба АвтоПутешественников Алексей Игнаткович, даже в этом вопросе есть подводные камни.

– Нужно разделять военно-патриотический туризм и дикий. Для первого, безусловно, благоустройство пойдёт в плюс. Для диких – чем сложнее добраться, тем интереснее. Но соглашусь, что с точки зрения безопасности объекты в порядок приводить нужно. Сейчас там опасно находиться, особенно детям, – отметил он.

В целом, при разумном подходе, по оценкам экспертов, турпоток к Линии Маннергейма может вырасти в два – три раза, как за счёт русских, так и финнов.

– Это же всего в 100 км от Петербурга. И если появится достойный объект, как петербуржцы, так и гости города, по нескольку раз побывавшие в Петергофе, Павловске, Пушкине, будут ехать сюда, – считает Баир Иринчеев.

Наконец, в связи с музеефикацией Линии многие, наверняка, вспомнят скандал с установкой и последующем демонтажем памятной доски Маннергейму в Петербурге. Она неоднократно обливалась краской и продержалась всего несколько месяцев, хотя позиционировалась как дань памяти даже не финскому маршалу, воевавшему вместе с Гитлером, а генерал-лейтенанту Русской армии, каким Маннергейм был до 1917 года.

Впрочем, военный историк Сергей Дробязко уверен, что противоречивая фигура Маннергейма не вызовет отторжения у большинства туристов, узнавших о существовании Линии Маннергейма. И даже наоборот, она способна привлечь их.

– Здесь можно вспомнить Линию Сталина в Белоруссии, которая даже не имеет прямого отношения к советскому вождю. Сталин – не менее противоречивая фигура, – комментирует историк.

Словом, учитывая, что оба имени на слуху, для многих туристов, как Сталин, так и Маннергейм, могут быть своего рода брендом, притягивающим внимание.

Кирилл Кудрин, «Конкретно.ру»

http://konkretno.ru/versia/blok2-versia/101472-rossiya-zanovo-vskroet-liniyu-mannergejma.html


Возврат к списку

Наверх