Следуй за розовой линией

Следуй за розовой линией 09.12.2019

Ко дню рождения Алисы Фрейндлих БДТ открывает выставку, посвященную жизни и творчеству всеми любимой актрисы. В честь этого события на фасаде Большого драматического театра появился огромный розовый баннер «С днём рождения, Алиса!».

Выставка состоит из десяти небольших инсталляций — шкафы, огромный буфет, рояль, туалетный столик, кресло-качалка — каждая из которых посвящена определенному периоду или сфере в жизни актрисы. Здесь вся ее жизнь: блокадное детство, семья, Игорь Владимиров, театр. Розовая лента ведет зрителя по основным помещениям театра: фойе, променуар, лестницы, буфет, Греческий зал. Вдоль всего пути — ростовые фигуры персонажей, сыгранных актрисой. А при взаимодействии с каждой инсталляцией включается аудиозапись, где сама Алиса Бруновна рассказывает о жизни, творчестве, театре.

Вся мебель розового цвета, такого же яркого и смелого, как и героиня, образом которой вдохновлялись создатели. Внутри скрываются предметы, ассоциативно связанные с ее судьбой. Например, в буфете, посвященном семье актрисы, на полке стоит стеклянная лисичка — отсылка к стеклодувному мастерству, которым занималась династия Фрейндлих. В другом шкафу банка соленых грибов, возникающая и как прямой референс — Алиса Бруновна любит грибы, — и как косвенный: как грибник собирает грибы, так актриса запоминает жизненные впечатления, чтобы потом использовать их в своих работах.

Инсталляции требуют от зрителей не только пассивного наблюдения, но и прямой активности. Взаимодействие организовано по принципу, отсылающему к другой Алисе, героине Льюиса Кэррола. О нем сообщает первая инсталляция, дверь, за которой скрывается надпись: «Открой меня», «Нажми на меня», «Посмотри на меня» — таблички-указания станут проводниками в мир Алисы, который откроется только тому, кто не побоится нажать, посмотреть, увидеть и услышать». Завершается путешествие по мирам актрисы в одиннадцатом пункте, укромном кабинете, где розовый стол будто приготовлен для безумного чаепития. Вместо чая в чашках семечки: их грызет Алиса Фрейндлих, избавляясь от привычки к курению.

Создателями выставки стала независимая команда по разработке музейных проектов «Группа 10». Это не первый опыт сотрудничества «Группы 10» с БДТ: ранее они уже подготовили для БДТ проекты к юбилеям Олега Басилашвили и Валерия Ивченко. «Вдохновлялись мы сложностью характера актрисы и одновременно легкостью, нежностью, и при этом смелостью и хулиганистостью, и поэтому в каждой точке выставки пытались передать это при помощи соединения текста, предметов, смелого цвета и небольших табличек, которые побуждают вас что-то сделать, чтобы узнать что-то новое об Алисе Фрейндлих, если вы не побоитесь совершить нужное действие» — рассказала участница проекта Ксения Сурикова.

На открытии выставки присутствовал худрук БДТ Андрей Могучий, который пожелал имениннице здоровья и сообщил, что, по его мнению, секрет зрительской любви к ней заключается в той магии, которую Алиса Фрейндлих творит на сцене. Как рассказали «Фонтанке» в пресс-службе БДТ, сама Алиса Бруновна увидит подарок к юбилею вместе со своей семьей и гостями, на «домашнем» празднике, который пройдет в театре сегодня вечером. Зрители БДТ смогут увидеть выставку перед началом спектакля и в антрактах.

Алёна Палатченко, специально для «Фонтанки.ру»

Фото: Стас Левшин, фото предоставлено пресс-службой БДТ

https://calendar.fontanka.ru/articles/9005/


 «Снести никогда не поздно»: Музей обороны и блокады откроет два филиала в Петербурге и выйдет в регионы и мир

    Музей обороны и блокады Ленинграда нацелился на экспансию в регионы России. Новые филиалы откроются не только в Петербурге, но и по стране, заявила 6 декабря на совещании в Смольном директор музея Елена Лезик.

    — Два основных направления — развитие в помещениях Соляного городка и филиальной сети. Это процесс очень трудоёмкий и сложный, — подчеркнула Лезик.

    По ее словам, музей получил предложение открыть филиал в Псковской области и забрать в собственность здание и участок земли в рабочем посёлке Дедовичи — с инициативой выступили руководители этого населённого пункта. Для петербургских специалистов идея оказалась неожиданной и ценной. Именно через Дедовичи в 1942 году в осаждённый Ленинград доставили больше 52 тонн продуктов.

    Точные сроки и детали этого проекта пока не определены, но, вероятно, программа «внутригородского развития» будет реализована раньше. В собственность музея обороны и блокады в Петербурге уже передан павильон в Московском парке Победы. Там специалисты хотят создать экспозицию, посвящённую Ленинграду 1942 года.

    — Город возвращался после первой блокадной зимы к прежней жизни и пытался себя привести в порядок. Соответственно, мы расскажем и об истории кирпично-пемзового завода, который в каком-то отношении помог: его печи работали как крематорий, — пояснила концепцию Лезик.

    Она уверена, именно в Московском районе подобный музейный объект и возможность присоединиться к пешеходной или автобусной экскурсиям будут уместны — линия фронта проходила в девяти километрах от нынешней площади Победы. Проект экспозиции с частично реализованными ключевыми «узлами» презентуют к 75-летию Победы.

    Помимо этого, музейную карту Петербурга должен пополнить и абсолютно новый объект — так называемый «Бункер Трибуца» на Инструментальной улице, 3. Несмотря на то, что пока что он находится в федеральной собственности и в очень плохом состоянии, для руководства музея в Соляном «делом чести станет создать здесь экспозицию», которая «будет весьма интересна с точки зрения сохранения памяти». Причина заинтересованности — дата постройки и архитектурная уникальность. «Бункер» возводили с апреля по июль 1942 года практически «из подручных средств», но при этом сумели соблюсти все параметры и создать образцовый объект. С того времени его не перестраивали. Впрочем, даже приблизительные сроки реконструкции и создания музея из-за юридических тонкостей определить пока не удалось.

    — Снести что-либо никогда не поздно, а поразмыслить, насколько это важно — задача текущего периода, — сообщила журналистам Елена Лезик.

    По её словам, экспозиции об обороне и блокаде в будущем должны открыться и «во всех уголках мира», в первую очередь, в Израиле, Германии и США, куда в своё время уехали многие ветераны и их потомки. Именно ветераны из этих стран обращались в музей в Соляном городке с просьбами открыть зарубежные блокадные экспозиции.

    Лезик также пообещала привлечь историков «от кутюр», чтобы именно они продолжали изучать блокадную тему и занимались её развитием. Напомним, в марте Смольный отказался от идеи развивать Институт памяти, который предлагала создать научная общественность.

    Музей обороны и блокады в Соляном переулке после ремонта в 2019 году наполнился «сталинским ампиром», о чём писала в репортаже «Фонтанка». Экспозицию обновляли за 150 миллионов рублей, которые из резервного фонда выделил президент. До 8 сентября 2019 года музей доступен только для групп и по предварительной записи. Тем не мерее Елена Лезик 6 декабря сообщила, что после ремонта площадка уже перевыполнила годовой план по посещаемости. На экспозицию посмотрели уже больше 22 тысяч человек — это, в основном школьники и студенты.

    Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»

https://calendar.fontanka.ru/articles/9001/


Возврат к списку

Наверх