Солнечные часы несолнечного города

Солнечные часы несолнечного города 09.04.2020

Петербург – удивительный город. При далеко не солнечном климате он обладает одним из самых больших в России собраний солнечных часов, причем в данном случае речь идет не о часах из музейных коллекций, а о солнечных хронометрах, расположенных на улицах и площадях города, в его садах и парках. Многие из этих часов принадлежат к “золотому” XVIII веку и “бронзовому” XIX веку, прошли долгий и сложный путь вместе с городом и нуждаются в реставрации или воссоздании.  

Список таких солнечных часов включает в себя часы в Верхнем саду и на верстовом столбе у ограды Верхнего сада Петергофа, у павильона Вольер в Павловске, на здании Первого кадетского корпуса, на колокольне Петропавловского собора, усадебные часы в Тайцах, Сиворицах, Приютино и Марьино. Список этот можно продолжить, перечисленные часы – старейшие. 

По определению научная реставрация исторических солнечных часов XVIII-XIX вв. заключается в воссоздании этих устройств измерения времени. Причем так, чтобы эти часы правильно “ходили”, не только выглядели в соответствии с историческим оригиналом, но и время показывали правильно. Эта нехитрая, но правильная мысль крайне непопулярна не только у тех, кто занимается реставрацией, но и у тех, кто заказывает работы по реставрации и принимает результаты этих работ. 

С одной стороны, трудно представить себе механические или электрические часы, которые после реставрации ходят неправильно, а при этом никто не обращает на это внимания. Только ленивый после такой реставрации не “бросит камень” в производителей работ.  

С другой стороны, также трудно представить себе, что солнечные часы в процессе реставрации будут проверены на точность хода. К сожалению, это обычная ситуация, настолько обычная, что никому не приходит в голову усомниться в её осмысленности. Ну часы, ну солнечные, ну показывают они что-то, и слава богу. Почти как в старом советском анекдоте – “прошла зима, настало лето, спасибо партии за это”. 

Печальный вывод об “особенностях” научной реставрации основан на результатах анализа реставрационных работ, выполненных за последние десять-пятнадцать лет. В первую очередь это относится к солнечным часам на верстовых столбах в Петербурге (у Обуховского моста и у Калинкина моста на Фонтанке) и в Царском Селе (у Орловских ворот). Реставрационные работы на этих верстовых столбах были выполнены в 2007, 2013 и 2018 годах. Все часы работают с ошибкой, а у Орловских ворот – с недопустимо большой ошибкой. Все указанные часы находятся под “присмотром” Музея городской скульптуры. В 2012 году под контролем ГМЗ Петергоф была выполнена реставрация четвертого столба – в Петергофе, но солнечные часы там не восстановлены.  

Очень не хочется, чтобы укоренившийся в последние годы подход продолжал применяться к солнечным часам, чтобы они воспринимались только как декоративный архитектурный элемент или малая архитектурная форма, рудиментарная парковая затея, арт-объект. То есть как угодно, НО НЕ КАК ЧАСЫ. Не боюсь повторить, что это часы, что они время должны показывать. Так и слышу возражения – “Экая знаете ли новость – часы солнечные, архаика несусветная, да еще и время должны показывать, да ещё и правильно? У нас солнца мало, ни к чему это нам, ну что ж что памятники истории и культуры XVIII века федерального значения. Бывает. Не в глухой деревне живем”. 

Петербург, а затем и Ленинград столетия завоевывали звание города передовой науки и техники, высокой культуры. Это выражалось не только в достижениях науки, создании передовой техники, но и в умении реставрировать сложные старинные приборы и устройства. Умение, применительно к древнейшим устройствам измерения времени – солнечным часам – в среде реставраторов практически утерянное.  

Поза страуса в данной ситуации – решение привычное, но не лучшее. Гномоника (наука о создании солнечных часов) не является тайной за семью печатями, первая российская книга о создании солнечных часов с правками Петра Великого издана в 1709 году, то есть более трехсот лет назад. Что – читать разучились? Вряд ли. Нет запроса, задания, потребности, заказа на использование этого знания. Нет уважения к своим памятникам, к истории и достижениям своего Отечества, нет и любви, к своему, уж извините за пафос, великому городу. 

В отличие от поэтессы из Норильска Татьяны Шайбулатовой не берусь призывать всех и всегда “жить по солнечным часам”, но иногда в этом есть и смысл, и поэзия: 

“Давайте жить по солнечным часам
Нам будут солнцем тихая улыбка
Ребенка; засыпающая скрипка,
Покорная танцующим рукам;
Тепло любимых; лёгкость летних снов;
Все сказки бытия-первооснова
Земных законов; звук простого слова
И тундры расцветающий покров.
Чтоб время узнавать по голосам,
Послушные святому зову неба
Мы станем жить по солнечным часам.”

Валерий Иванович Дмитриев, историк техники, член Британского общества солнечных часов


Возврат к списку

Наверх