Петергофские «Пенаты»

Петергофские «Пенаты» 14.03.2014

Краеведческий музей города Ломоносов приглашает на выставку «В.В. Стерлигов. Борьба с прямой». Презентация состоится 14 марта в 18 часов по адресу: г. Ломоносов, Еленинская ул., д.25. Выставка посвящена 110-летию со дня рождения Владимира Стерлигова. Собранные на ней работы, объединённые единой художественной манерой и строгим принципом, показывают удивительное единство нескольких художников, работавших в Петергофе в шестидесятые годы. Работы В.В.Стерлигова и его учеников представлены куратором выставки А.Спицыной, коллекционером А.Васильевым и ГМЗ «Петергоф». Выставка работает до 7.04.2014 г.
Художники Владимир Стерлигов и Татьяна Глебова вошли в художественную жизнь Петербурга - Ленинграда в середине 1920-х годов. Они примкнули к двум различным течениям русского авангарда: Стерлигов вошёл в круг учеников Казимира Малевича, а Татьяна Глебова стала одним из «Мастеров аналитического искусства», возглавляемых Павлом Филоновым. В это же время молодые художники начали работу в детской книге и успешно работали в издательстве «Детгиз». В 1934-м Владимир Стерлигов был репрессирован. В начале Великой Отечественной войны был призван на фронт, сражался на Ленинградском фронте, получил ранение и был демобилизован. Первую блокадную зиму 1941–42 года оба художника прожили в Ленинграде. В середине сороковых в эвакуации они соединили свои судьбы, став не только мужем и женой, но и близкими друзьями в искусстве.
Во второй половине 1940-х годов Владимир Стерлигов, Татьяна Глебова и её сестра, художница Людмила Глебова, сдружились с сотрудниками Ораниенбаумского музея и каждое лето в течение нескольких месяцев жили в Ораниенбауме. Они занимали комнаты во дворце Петра Третьего, бывшего тогда общежитием для сотрудников; принимали участие в реставрационных работах, рисовали и писали архитектурные памятники и виды парков. Ораниенбаум художники полюбили и в начале пятидесятых годов снимали дачу на взморье. С этого времени ежегодно весной и летом они приезжали на этюды в Ораниенбаум и в Петергоф.
В начале 1960-х годов жизнь художников полностью изменилась. Владимир Стерлигов, всю жизнь изучавший и преподававший историю и теорию живописи, совершил открытие в искусстве – им была провозглашена новая пластическая идея, поэтически названная «чашно-купольное сознание художника». Идея охватывала весь формальный и образный строй современного искусства. Автор «теории прибавочного элемента» в искусстве, Казимир Малевич, утверждал прямую линию как новый прибавочный элемент искусства двадцатых годов. В шестидесятые годы, как заявлял Владимир Стерлигов, в живописи и в графике царила кривая линия, создающая сферические пространственные объёмы, уходящие в бесконечность. Цвет в работах художников был напоен светом и словно бы растворялся в нём. Подтверждая верность идеи художника, европейская архитектура в это время стала отказываться от прямых линий и тяжёлых кубических объёмов; она начала строиться по плавно изгибающейся кривой линии и в ней появилась прозрачность объёмов. Идея Стерлигова была серьёзно аргументирована и исторически опиралась на исследования цвета и формы, проведённые в 1920-е годы в Государственном институте художественной культуры в Ленинграде.
Среди тех художников, кого захватила современная идея криволинейного пластического пространства, были художники, родившиеся в начале века - Татьяна Глебова, Павел Кондратьев, и художники следующего поколения - Сергей Спицын, Владимир Волков, Галина Молчанова, Елизавета Александрова. За исключением одного - двух, все они постоянно работали как художники детской книги. Почти все они в эти годы переехали жить в Старый Петергоф, создав в нём своеобразные петергофские «Пенаты». К художникам примкнули искусствоведы, поддержавшие новую теорию - Евгений Ковтун, Лариса Костина, Алла Повелихина. Круг соратников собирался для разговоров и совместной работы чаще всего в доме Сергея Спицына в Старом Петергофе. В искусствоведении этот круг получил определение «старопетергофской школы», как круг последователей одного художника, связанный близостью творческих принципов. В середине шестидесятых годов некоторые из художников отошли от Стерлигова - но не от его идей, которыми навсегда было захвачено их творчество. В конце десятилетия у художника появились новые соратники из числа художников, занимавшихся в то время не станковым искусством, а промышленным дизайном - Владимир Смирнов, Геннадий Зубков, Александр Батурин.
В 1968 году, в течение нескольких месяцев, художники еженедельно встречались в Старом Петергофе, работали на пленере, разрабатывали принципы нового «чаше-купольного» искусства и проводили свои собственные «квартирные» выставки, на которых собирался узкий круг друзей. Неизменным объектом их вдохновения в шестидесятые годы была петергофская и ораниенбаумская природа: парки, залив; крепость Копорье, Лопухинка, Мартышкино, Сергиевка.
В 1966 году Владимир Стерлигов и Татьяна Глебова переехали ближе к друзьям, в Новый Петергоф, поселившись рядом с Английским, Луговым и Колонистским парками. В своей квартире они расписали стены «фресками», центральными сюжетами их стали «Пир в Кане Галилейской» и «Чудо Георгия о змие». Художники расписали мебель, собрали предметы народного искусства и ежедневно создавали на стеллажах новые натюрморты из цветов и фруктов. Владимир Стерлигов, Татьяна и Людмила Глебовы прожили в Петергофе до конца своей жизни. Они похоронены на Бабигонском кладбище, а их квартира в 1991 году была признана охраняемым памятником культуры.
 

Источник Администрация Санкт-Петербурга


Возврат к списку

Наверх