В 2019 году исполняется 100 лет со дня смерти выдающегося архитектора Парланда

В 2019 году исполняется 100 лет со дня смерти выдающегося архитектора Парланда 10.01.2019

24 декабря, в день 176-летия со дня рождения Альфреда Парланда, автора проекта Спаса на крови, в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище состоялось возложение цветов к памятнику архитектору.

Памятник был установлен в 2012 году Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор». На мероприятии присутствовали сотрудники музея-памятника «Исаакиевский собор», гости и потомки архитектора. Перед собравшимися выступили директор музея Ю. В. Мудров, старший научный сотрудник, автор книги о А. Парланде Н. Ю. Толмачева, начальник отдела учета фондов Ю. С. Ушкова, архитектор, автор надгробного обелиска, потомок А. Парланда Е. П. Петрошень.

Альфред Александрович Парланд родился 12 декабря 1842 года в Санкт-Петербурге. Его отец – чиновник VI класса, сын выходца из Англии, сделавшего на новой родине блестящую карьеру. Мать Альфреда Парланда была родом из Штутгарта, где ее отец владел фабрикой.

Учился Альфред Парланд в 4-й гимназии на 6-й линии Васильевского острова, а затем в Штутгартской Политехнической школе. Поступив в 1863 году на архитектурное отделение Императорской Академии художеств, он регулярно участвовал в конкурсах. В 1865 году за проект русского скотного двора для Всемирной выставки в Париже А.Парланд получил малую серебряную медаль; годом позже за проект народного театра на 2000 мест – большую серебряную. А в 1869 году за проект главной станции железной дороги в Петербурге – малую золотую медаль.

Дипломная работа Альфреда Александровича, темой которой стала трехпрестольная церковь, была удостоена большой золотой медали. Эта награда позволила ему стать в 1872 году пансионером Академии художеств.

С 1872 по 1874 годы молодой архитектор под руководством Н.Л. Бенуа строил богадельню в Старом Петергофе, позже работал в Стрельне, и наконец возвел церковь Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни на Петергофской дороге.

Следующие пять лет своей жизни А.А. Парланд провел за границей. В его личном деле, хранящемся в архиве Академии художеств, имеется отчет о заграничной поездке, именуемый «К истории античной архитектуры, декорации в Италии». Альфред Александрович посетил родину своих предков Шотландию, побывал в Англии, Германии, Франции и Италии.

По возвращении в Россию он был избран академиком с правом преподавания в Академии художеств. Альфред Александрович читал лекции по архитектуре Древней Греции и Рима в Академии художеств, преподавал на кафедре акварельного рисунка в училище Штиглица. Кроме того, Парланд работал в Техническом комитете Министерства внутренних дел, который контролировал возведение храмовых построек и гражданских сооружений в России, проектировал православные храмы в усадьбах Новгородской, Псковской и Смоленской губерний.

В первом туре конкурса на сооружение храма – памятника императору Александру II Парланд не участвовал. Его имя появилось только среди участников второго тура, где он представил проект под девизом «Старина».

Во втором конкурсном туре решил принять участие и архимандрит Игнатий (в миру И.В. Малышев), настоятель Троице-Сергиевой пустыни. Он был широко образованным человеком, одаренным от природы художественными способностями, обучался в свое время у К.П. Брюллова и А.Е. Егорова в Академии художеств. Однако, трезво оценивая свои возможности, он понимал, что без помощи профессионального архитектора ему не обойтись. Выбор пал на А.А. Парланда, которого архимандрит хорошо знал по Троице-Сергиевой пустыни, где молодой архитектор возвел храм Воскресения Христова. Альфред Александрович согласился сотрудничать со священнослужителем, хотя его собственный конкурсный проект был уже завершен.

После нескольких недель совместного творчества отец Игнатий и А.А. Парланд представили проект храма, в котором были использованы элементы русской храмовой архитектуры XVI–XVII веков. Император Александр III, желавший видеть на месте смертельного ранения своего отца собор «в чисто русском стиле», одобрил работу.

Наскоро составленный проект требовал доработки. После многочисленных переделок окончательный вариант храма Воскресения Христова был утвержден только 1 мая 1887 года.

С 1883 по 1907 годы Альфред Александрович осуществлял авторский надзор за сооружением собора. В 1892 году ему присвоили звание профессора архитектуры, а в 1905 году избрали почетным членом Академии художеств. В 1907 году, после окончания строительства храма Воскресения Христова, Парланд был зачислен в штат Министерства императорского двора. В 1910 – 1911 годах он стал членом комиссии по реставрации Казанского собора, проводившейся в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года и 300-летием Дома Романовых. С 1915 года А.А.Парланд был почетным членом Археологического общества.

В 2019 году исполняется 100 лет со дня смерти выдающегося архитектора Парланда

К этой дате в петергофской библиотеке имени С.С. Гейченко (Эрлеровский бульвар, 18) приурочили открытие документально-фотографической выставки «Альфред Парланд». Открытие состоится 12 января в 15 часов.
Вход на выставку свободный

Тел. для справок: 18 (427-18-22)


Возврат к списку

Наверх