8 (812) 246-64-30, petroinf@cgpb.ru
В БДТ открыли «яхту Абрамовича»

В здании БДТ на набережной Фонтанки, 56, по принципу матрешки построили новый «Театр будущего» из фанеры с настоящим отдельным входом, фойе, буфетом и сценой. Концептуальный архитектурный проект 4 марта показали его создатели художник Александр Шишкин-Хокусай, архитектор Андрей Воронов и худрук БДТ Андрей Могучий.
Александр Шишкин-Хокусай выступил здесь не сценографом, а свободным художником. «Мне показалось, что делать оформление театра к 100-летию — недостаточно радикально. Мы долго обсуждали и решили создать совершенно новое пространство внутри старого, именно архитектурную форму, — рассказал он. — Я настоял, чтобы мы пригласили лучшего архитектора нашего города, и мы нашли бюро «АрхАтака» и Андрея Воронова».
Необычная конструкция из фанеры, вторгающаяся в классические интерьеры, возникла в здании БДТ всего за пять дней. Она сделана из особым образом обработанной сосны: снаружи выкрашена красным, а внутри напоминает, как шутят создатели проекта, «яхту Абрамовича» благодаря золотистому оттенку. Здесь есть все, что нужно для настоящего театра: вход, вестибюль, зона охраны, фойе с люстрой, до которой можно дотронуться рукой, лестницы и настоящая сцена в форме остроконечного треугольника. В зале могут разместиться 30 зрителей. Авторы проекта сравнивают новый театр с чистым листом, который можно красить, прибивать на него новые элементы и всячески видоизменять.
Андрей Могучий дал задание своему режиссерскому курсу создать репертуар нового театра. Правда, журналисты успели увидеть интерьеры «Театра будущего» раньше, чем студенты. Да и сам худрук БДТ во время пресс-показал находился в готовом пространстве впервые. «Мы только сейчас начинаем понимать возможности этой истории, репертуар будет возникать по ходу», — отметил Андрей Могучий. Оне не исключает, что «Театр будущего» может стать участником следующего эпизода «Трех толстяков».
Концептуальный архитектурный проект предназначен прежде всего для обычных людей, незнакомых с новыми течениями современного искусства, уверен художественный руководитель БДТ: «Эта история рассчитана, в первую очередь, на человека, который пришел с улицы». Однако отсылки к истории искусства, безусловно, есть. При взгляде на треугольные формы из красной фанеры вспоминается плакат конструктивиста Эля Лисицкого, однако более важный рефенс для Шишкина-Хокусая — инсталляция Ильи Кабакова «В будущее возьмут не всех», которая находится сейчас в Эрмитаже. К ней же отсылает в определенном смысле и название проекта — «Театр будущего».
На одной из внешних стен «Театра будущего» расположены мемориальные мраморные таблички с именами великих художников, работавших в БДТ — Александра Бенуа, Кузьмы Петрова-Водкина и других. Проект напоминает широкой публике о выпавшей из поля ее внимания, но очень важной странице истории БДТ, считает Могучий. К примеру, Александр Бенуа выступил режиссером и сценографом шести спектаклей театра, и уже в 1920-х годах можно было говорить о феномене «театра художника».
Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру»
https://calendar.fontanka.ru/articles/7846/