В Петербурге увековечат память адмирала Фёдора Ушакова

В Петербурге увековечат память адмирала Фёдора Ушакова 21.02.2020

26 февраля пройдёт в Военно-морском музее состоится Ушаковский форум «Морские традиции в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», посвящённый 275-летию со дня рождения адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова.

Как сообщает пресс-служба комитета по транспорту, участники форума обсудят вклад флотоводца в формирование отечественной школы военно-морского искусства, его политическую и дипломатическую деятельность, а также роль Ф.Ф.Ушакова как духовного подвижника.

В рамках форума будет представлен эскизный проект памятника адмиралу Ф.Ф.Ушакову, который планируется установить на площади Труда.

Напомним, адмирал Ф.Ф.Ушаков многие годы верно служил России. Военным талантом Ф.Ф.Ушакова восхищались выдающиеся современники, в том числе генералиссимус А.В.Суворов, генерал-фельдмаршал Г.А.Потёмкин-Таврический, английский вице-адмирал Г.Нельсон. Биограф Ф.Ф.Ушакова генерал-майор флота Р.К.Скаловский писал: «Преданный своему долгу, высоко ценивший воинскую доблесть, неутомимо деятельный, предприимчивый, обладавший редкими способностями для того поприща, которое судьба определила ему запечатлеть рядом блистательных заслуг».

Организаторами Ушаковского форума выступают Ассоциация общественных организаций ветеранов Военно-морского флота, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Центр культурного сотрудничества имени Святителя Спиридона Тримифунтского, Региональный общественный фонд содействия развитию морской деятельности «Морской Петербург».

https://konkretno.ru/sity_obshestvo/125292-v-peterburge-uvekovechat-pamjat-admirala-fedora-ushakova.html


Скульпторов убивали «монументально»

Научная конференция прошла без дискуссий, докладов, споров и исследований. Зачитали приветственную телеграмму товарищу Сталину, а в финальной резолюции обозначили, что «ленинско-сталинский план монументальной пропаганды определил основные принципы и задачи»…

Теперь «монументальное» сформировалось окончательно, закрепилось и стало выше «творческого», и уж тем более «индивидуального», наиважнейшим жанром соцреализма. Именно к нему должен был стремиться каждый скульптор. Так в 1952 году на конференции «Вопросы советской культуры» определили «верную дорогу» искусству на долгие годы.

А вождь найдётся…

Сейчас, скорее всего, уже мало кто помнит, что на месте одного из самых высоких памятников – памятника Ленину в Волгограде, высился монумент Сталину. Его установили в 1952 году, за год до смерти вождя. На скульптуру ушло более 30 тонн уникальной самородной меди, добытой по спецзаказу, подписанному лично Иосифом Виссарионовичем.

Существует легенда, что автор – скульптор Евгений Вучетич, более известный сегодня как создатель «Родины-матери» – якобы рассказывал такую историю: памятник монтировали по частям. И когда установили голову и отплыли проверить, как она смотрится с реки, услышали пение. Это люди с проплывавшего мимо круизного парохода восхитились и хором со всех палуб грянули «Широка страна моя родная».

Легенду эту аудитории поведал петербургский скульптор Павел Игнатьев на лекции «Пропаганда монументального. Скульптура в СССР», прошедшей недавно в «Манеже».

Но Сталин недолго возвышался над Волгой. Уже в 1961 (а по некоторым в 1962 году) монумент снесли, и более десяти лет постамент простоял пустой. Место «занял» другой вождь – самый большой в мире Владимир Ленин работы тех же авторов: скульптора Евгения Вучетича и архитектора Михаила Полякова. Последний после Великой Отечественной, а именно в 1948 году, был назначен главным скульптором ВСХВ.

Именно Поляков стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма», разработал важные для соцреализма типы многофигурного горельефа-картины и триумфального портретного бюста. Он изваял, можно сказать, целую галерею скульптур Ленина и Сталина, а также других политических деятелей, военачальников, героев труда.

Советский человек не может быть плоским

Павел Игнатьев считает, что самостоятельность из скульпторов возможно «повывели» ещё раньше, к 1948 году. В СССР новые художники активно искали способы создать новое же искусство, отринув все буржуазное. Кстати, в годы правления Николая II царский режим не пропагандировал себя так открыто – через архитектуру, как это проявилось у победивших его большевиков. Поэтому в Российской империи художники имели возможность заниматься творческими поисками.

Пример тому – множественные доходные дома, построенные в Петербурге с конца XIX века и до 1917 года. Царская власть не требовала изображать себя на фасадах. До Октября в стране была очень популярна и так называемая мелкая пластика – фарфоровые фигурки, украшавшие полочки, камины и столики в «приличных» домах. За счёт создания этих фигурок жили многие скульпторы того времени. В Советской России мода поменялась, и этот вид заработка пропал. На смену ему пришел госзаказ, где творчество и полёт мысли скульптора строго ограничивались заданием и худсоветом.

«Среда» поменяла даже классические рельефные изображения фигур людей на зданиях – в конце 1940-х худсоветы открыто диктовали скульпторам правило – советские люди не могут быть плоскими! Вот и пропали классические маскароны (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас), потому что советские люди не могут быть как плоскими, так и без затылков. Их место заняли объёмные головы и горельефы. Классический пример – здание Дома Советов на Московском проспекте.

Но были и исключения. Интересна творческая судьба скульптора Александра Матвеева. Он был как раз из тех, кто занимался мелкой пластикой и не отказался от нее. Как оказалось, не зря: в 1925 году советское правительство впервые отважилось на участие представителей нового государства во Всемирной выставке декоративных искусств в Париже и биеннале в Венеции.

Для подготовки Матвееву заказали серию фарфоровых статуэток на ЛФЗ, а ныне Императорском фарфоровом заводе. В Париже за эту работу мастер был награждён золотой медалью. Фарфоровые фигурки обнажённых женщин стали очень известными и приобрели огромную популярность среди коллекционеров.

Считается, что автор великолепно соединил в женских образах классические каноны и живую современность. Фигурки по тем чертежам завод выпускает до сих пор, а оригиналы хранятся в музеях и частных коллекциях. После такого успеха скульптору позволили преподавать и даже, по словам Матвеева, учить «работать не рукой и не глазом, а головой» и «не изменять натуру, а осмысливать». Ему удалось сохранить принципы собственной педагогической системы до увольнения в 1948 году.

Затем, по законам того времени, мастер был обвинён в формализме, он не получал заказов и не участвовал в выставках вплоть до середины 50-х годов. Возвращение в искусство состоялось уже после «оттепели», как и постепенное возвращение самого искусства.

Екатерина Климина, «Конкретно.ру»

https://konkretno.ru/analitic/125255-skulptorov-ubivali-monumentalno.html


Возврат к списку

Наверх