В Шереметевском дворце открылась выставка к 180-летию Эдуарда Направника

В Шереметевском дворце открылась выставка к 180-летию Эдуарда Направника 09.09.2019

В Шереметевском дворце - Музее музыки (набережная Фонтанки, 34) открыта выставка «Властелин оркестра. К 180-летию со дня рождения Эдуарда Направника», которая будет доступна для публики до 5 марта 2020 года.

Сын бедного учителя из провинциальной чешской деревушки стал столичной знаменитостью с мировым именем. Иностранец получил не только российское подданство, но и потомственное дворянство Российской Империи. Главный музыкальный театр России из царства заезжих итальянцев превратился в оплот русской оперы и обрел блистательную труппу, прославленную по всему миру. Эти истории успеха – суть одна история длиной более чем в полвека. Это творческий путь Эдуарда Направника (1839 – 1916) – легендарного руководителя оркестра, хора и солистов Мариинского театра, которому он преданно служил с 1863 года до конца своей жизни.

Дирижеру, композитору, одному из крупнейших музыкальных деятелей России второй половины XIX – начала XX века посвящена выставка «Властелин оркестра» в Шереметевском дворце – Музее музыки. Она открывается в год 180-летия со дня рождения и 150-летия с начала службы Эдуарда Направника на посту главного дирижера Мариинского театра.

Никому не известный пражский студент-органист, начинающий дирижер и композитор Эдуард Направник приехал в Петербург, когда ему было 22 года. Князь Николай Борисович Юсупов пригласил его стать капельмейстером домашнего оркестра во дворце на Мойке. Вскоре счастливый случай привел Направника в Мариинский театр. Однажды он пришел на представление «Руслана и Людмилы» Глинки. Оказалось, что в оркестр не явился пианист, без которого исполнение оперы невозможно. Первый скрипач Иван Пиккель увидел в зале Направника и предложил дирижеру Константину Лядову заменить им отсутствующего пианиста. Направник безупречно сыграл свою партию с листа и благодаря успешному дебюту был приглашен на службу.

Став в 1869 году главным дирижером Мариинского театра, Направник требовал, чтобы певцы и хор знали свои партии до того, как начнутся общие репетиции, бережно воспитывал солистов, а в оркестре слышал малейшую фальшь и добивался безукоризненной верности темпов и оттенков. С бесконечной настойчивостью дирижер занимался Русской оперой. Он добился увеличения финансирования труппы, увеличения штатов оркестра и хора, возродил оперный комитет при Дирекции императорских театров, и Русская опера составила славу Мариинскому театру на многие поколения.

Направник продирижировал 4131-м оперным представлением, под его руководством было разучено и поставлено более восьмидесяти опер. На выставке представлены материалы спектаклей, ставших вершинами творческой деятельности Направника: эскизы, рисунки с натуры, афиши и программы, скульптурные портреты и фотографии артистов, с которыми работал дирижер, мемориальные вещи, карикатуры. Специально созданные видеосюжеты раскрывают особенности работы маэстро над музыкой его современников и композиторов прошлого.

Композиторское наследие Направника заслуживает особого внимания. Его опера «Дубровский» (1894 год) была поставлена во многих городах России, в Чехии, Германии, пользовалась большим успехом у слушателей и до настоящего времени входит в концертный и учебный репертуар. На выставке демонстрируются эскизы Матвея Шишкова, Павла Ламбина, Владимира Дмитриева к постановкам этой и других двух опер Направника, программы, либретто, мемориальные предметы, фотографии, а также созданный Музеем киноконцерт из его сочинений.

О триумфах и славе Эдуарда Направника свидетельствуют многочисленные серебряные лавровые венки, монограммы, красочные дарственные ленты, афиши симфонических концертов. Оборотная сторона работы дирижера – постоянная борьба с бюрократией чиновничества Дирекции Императорских театров, преодоление косности и рутины в ежедневной театральной практике – предстает в драматичных архивных документах.

Опорой для Направника служил домашний очаг. В его доме царила атмосфера любви, взаимной поддержки и заботы, созданная супругой и коллегой, солисткой Русской оперы певицей Ольгой Шредер, о чем красноречиво рассказывает трогательный «Семейный фотоальбом». Не менее важна для Направника была поддержка коллег. Специальный сюжет выставки – близкая дружба Направника с Чайковским, их полное творческое взаимопонимание. Переписка композитора и дирижера, озвученная Сергеем Барковским и Михаилом Черняком, представлена в литературно-музыкальной композиции «Письма другу» — авторской программе Музея.

Последний директор Императорских театров Владимир Теляковский вспоминал: «Таких людей, каким был Эдуард Францевич Направник, в театре мало. Он был чист, как стеклышко, и в нем и тени не было зависти, рекламы, хвастовства и желания пользоваться своим исключительным положением для каких бы то ни было личных целей. С ним можно было говорить и спорить. Он был и настоящий мастер, и настоящий человек».

Выставка подготовлена Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства при участии Российского института истории искусств, Российского государственного исторического архива, Государственного Русского музея и Российского Этнографического музея.

http://avangard.rosbalt.ru/2019/09/06/v-sheremetevskom-dvortse-otkrylas-vystavka-k-180-letiyu-eduarda-napravnika/


Возврат к списку

Наверх