8 (812) 246-64-30, petroinf@cgpb.ru
В Северной Венеции объявлен сенокос

Чтобы «не зацвели» водные артерии города.
Мы привыкли, что Фонтанка, Мойка, а тем более Нева – это вполне себе чистая гладь, отливающая серым, фиолетовым, а иногда и небесно-синим. Мало кто знает, что это заслуга нескольких человек – косцов, которые ежедневно с утра до вечера четыре месяца в году чистят наши акватории от обширной подводной растительности.
С раннего утра от ведомственного причала Ленводхоза на Крестовском в рейс отправляются две-три моторные лодки с нацепленными на нос косами-пилами. За ними следуют катера с экипажами ловцов водорослей. И шаланды на буксирах, которые собранный биоматериал вывезут за черту города.
– Очищаем все реки и каналы Петербурга, сезон стартует в начале июня, заканчиваем ближе к октябрю, – рассказывает «Вечёрке» заместитель директора по производству ГУП «Ленводхоз» Виктор Зайцев. – Некоторые водоемы в центре города – Большую Невку, Малую Невку, канал Грибоедова, Фонтанку, Обводный канал, Пряжку – проходим по несколько раз за лето.
Куда-то, например в некоторые реки Курортного района, заходим один раз – этого достаточно. Необходимость очистки рек и каналов от зелени, по словам Зайцева, очевидна.
Во-первых, если водоросли не срезать, они скапливаются на поверхности воды, собирают всевозможный мусор, образуя целые плавучие острова. Во-вторых, это помеха для прогулочных катеров – растения наматываются на винты, просто мешают свободному проходу. В-третьих, неприятный запах – особенно в период бурного роста в конце июля – начале августа. И конечно, просто неэстетично.
Перед началом работы речники устанавливают выше по течению боновые заграждения – ловушки, которые соберут, как в сеть, водоросли, плывущие после косьбы по воде.
Лодки проходят серпантином от берега до берега, подпиливая растительность. За ними напарники на катерах вылавливают водоросли сачками и утрамбовывают в бочки. Затем следуют к бонам…
– Сколько человек работает на одной такой лодке-косилке? – спрашиваю у капитана одной из них, 27-летнего Сергея Непши.
– Двое. Я и моторист. Я направляю судно, контролирую косу. Моторист следит за двигателем.
– Что за косы используются? Какова технология?
– Финские косы, которые крепятся на наши, отечественные моторные лодки. Опускаешь косу лебедкой в воду, включаешь. Важно быть осторожным, не гонять, знать глубины, дно – чтобы не повредить пилу. Просто так, наобум, плыть куда-то нельзя.
Где-то на мель можно сесть, где-то задеть старый причал или сваи. Я девять лет работаю, за это время успел все изучить.
– Сколько сантиметров или метров водорослей удается скосить такой пилой?
– Примерно 50 – 70 сантиметров. Больше длина косы не позволяет. И не нужно – опять же опасно для техники. Кстати, все эти 50 – 70 сантиметров при хорошей погоде подрастают всего за неделю! Поэтому спустя какое-то время мы снова возвращаемся на обработанные участки.
– В какое время и где сложнее всего работать?
– В разгар лета, когда водоросли становятся жесткими. Сейчас как раз эта пора приближается. Сложнее – на Неве. Там много мелей, подводных препятствий. Плюс волна – от тех же проходящих «Метеоров».
– Какую площадь вы способны очистить за день?
– Всю Фонтанку. Или Мойку. То есть километра три. В таком режиме примерно и действуем.
– Вы говорите, что работаете девять лет. Нравится эта работа?
– Да. Тем более мы единственные на весь Петербург. Да еще не хватает капитанов. Все ведь идут на экскурсионные суда. А мы хотим очищать город. Важное дело.
И полезное.
Добавим, что практика кошения с помощью пил используется в Петербурге не так давно – с 2001 года. До этого справлялись по старинке – обычными ручными косами (в некоторых труднодоступных местах их и сейчас используют).
В период 90-х было несколько лет, когда реки и каналы вообще оставались бесхозными и начинали цвести. Сегодня никаких признаков цветущих речных огородов не наблюдается. Хочется верить, не будет наблюдаться и в обозримом будущем.
Фото Натальи ЧАЙКИ и автора
Источник: Вечерний Санкт-Петербург: http://vecherka-spb.ru/2016/07/01/v-severnoj-venecii-obyavlen-senokos/