В Театральном музее выставлены уникальные фотографии Рудольфа Нуреева

В Театральном музее выставлены уникальные фотографии Рудольфа Нуреева 05.02.2018

Выставка «Рудольф Нуреев. Последний визит» открыта до 11 февраля в Театральном музее (площадь Островского, 6). Она представляет собой фоторепортаж известного фотографа Валентина Барановского о последнем пребывании легендарного танцовщика в Ленинграде в 1989 году.

Выставка приурочена к 80-летию со дня рождения Рудольфа Нуреева. В 2018 году также исполняется 25 лет со дня смерти танцовщика. Редчайшие снимки, представленные на выставке, – это лишь часть объемного фотографического материала, который вошел в альбом «Рудольф Нуреев. Последний визит». Книга вышла в свет в начале нынешнего года, и в рамках открытия выставки Валентин Барановский лично представит это уникальное издание.

Рудольф Нуреев был культовым танцовщиком ХХ века, его имя еще при жизни было окутано легендами, а слава – безгранична. Она сопровождала артиста почти со школьных лет. Всего три года после окончания Ленинградского хореографического училища имени Вагановой Рудольф Нуреев танцевал в знаменитой труппе Кировского театра. Но за это короткое время стал кумиром взыскательной ленинградской публики.

Эмигрировав и став «невозвращенцем» в годы холодной войны, артист смог вернуться в Ленинград лишь спустя 28 лет, когда, наконец, рухнул «железный занавес». Для Нуреева это время было годами триумфа. Он танцевал на самых престижных сценах мира, получал самые высокие гонорары, был руководителем Парижской оперы. Но всегда помнил о родной школе на улице Зодчего Росси и о сцене Кировского театра – свидетельнице его первых больших успехов.

Ленинградские зрители тоже помнили своего кумира. Когда Рудольф Нуреев в дни своего последнего визита в Ленинград выступил в спектакле «Сильфида», зал был переполнен. Для самого танцовщика это было прощание с любимым со времен юности городом, со сценой, на которой начиналась его карьера.

Рудольф Нуреев посетил хореографическое училище, встретился с бывшими учителями и коллегами. За каждым шагом артиста, от его встречи до прощания в аэропорту Пулково, следил объектив известного фотографа Валентина Барановского. Эти фотографии бесценны, поскольку имеют не только художественное, но и историческое значение.

Валентин Барановский – самый известный фотограф в балетных кругах России. Его фотоархив уникален. В нем отражено все, что происходило в ленинградском-петербургском балете в последние десятилетия, и все, кто выходил на прославленную сцену в эти годы. Работы Барановского стали основой изобразительного ряда книг, брошюр, альбомов, изданных во многих странах. Фотограф удостоен престижной премии «Душа танца», учрежденной журналом «Балет» (в номинации «Пресса»).

http://avangard.rosbalt.ru/2018/02/03/v-teatralnom-muzee-vystavleny-unikalnye-fotografii-rudolfa-nureeva/


В Центре Михаила Шемякина открыта выставка памяти Владимира Высоцкого

До 18 марта в Центре Михаила Шемякина (Садовая улица, 11, железные ворота из букв Museum, второй этаж) открыта выставка «История легенды. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х».

6-1 2.jpg

В этом году Шемякину — 75 лет, а Высоцкому исполнилось бы 80. Ко дню рождения поэта Центр Михаила Шемякина подготовил экспозицию, которая раскрывает творческий диалог художника и поэта и передает атмосферу Франции 1970-х годов. В Париже того времени слились три волны русской эмиграции, совершенно разные: доживали белые офицеры и послевоенные беженцы, хлынула третья волна поэтов, художников и музыкантов. В это же время начинали приезжать с гастролями и артисты из СССР.

Михаил Шемякин занимался пропагандой русских художников-нонконформистов и поэтов, запрещенных в СССР, а также сохранением памяти о русской культуре в Париже, организовывая выставки, издавая книги, журналы, пластинки. На этом фоне развивалась дружба художника с Владимиром Высоцким, которая переросла в сотворчество: Шемякин взялся записывать песни Высоцкого и за шесть лет работы создал лучшие записи барда, а Высоцкий подтолкнул Шемякина к созданию памятника Петру I.

«Незадолго до того памятного парижского вечера, когда зародилась идея скульптуры Петра I, Высоцкий сыграл роль любимца великого государя — знаменитого абиссинца Ганнибала, приходившегося прадедом Александру Сергеевичу Пушкину… После долгих споров и рассуждений, каким должен быть Петр I в моей скульптуре и как избежать шаблонного изображения, Высоцкий неожиданно взял в руки гипсовую голову Петра, выполненную Растрелли, вскочил на табурет и, поставив гипсовую голову Петра на свою, воскликнул: “Вот таким он должен быть у тебя! Точнее, чем эта голова, не придумаешь!” – “А ведь действительно, — пронеслось в моей голове, — что может быть точнее и правдивее прижизненной маски, снятой с Петра I Карлом Растрелли для его знаменитой «Восковой персоны», уже несколько веков сидящей в парадном облачении, таращащейся из-за витринного стекла на любопытных посетителей Эрмитажа”», — вспоминал Михаил Шемякин.

На выставке представлены 42 иллюстрации и эскизы Михаила Шемякина к песням Владимира Высоцкого; редкие фотографии Высоцкого, снятые Шемякиным и знаменитым французским фотографом Патриком Бернаром в 1976 году; оригинальные пластинки с дарственной надписью и любимые работы Владимира Высоцкого из серии «Метафизические композиции» Михаила Шемякина; серия работ «Чрево Парижа» и сделанные Шемякиным фотографии мясников Центрального парижского рынка, вдохновившие Высоцкого на стихотворение «Тушеноши».

В экспозицию также вошли: серия картин «Карнавалы Санкт-Петербурга»; оригинальные натюрморты Михаила Шемякина 1970-х годов; уникальный фильм PBS о Высоцком, впервые экспонирующийся в России; страницы литературного и художественного альманаха творчества третьей волны эмиграции «Аполлон-77», который был составлен и издан в Париже Михаилом Шемякиным; фотографии деятелей Русского Парижа 1970-х годов и друзей Михаила Шемякина из личной коллекции художника: Александра Галича, Андрея Синявского, Юрия Любимова, Булата Окуджавы, знаменитых цыган Владимира Полякова и Алеши Дмитриевича.

Бесплатные экскурсии по выставке проходят ежедневно в 13:00, 16:00, 19:00 по предъявлению входного билета. Подробнее — на сайте Центра Михаила Шемякина.

http://avangard.rosbalt.ru/2018/02/04/v-tsentre-mihaila-shemyakina-otkryta-vystavka-pamyati-vladimira-vysotskogo/


Возврат к списку

Наверх