Во Дворце Меншикова можно увидеть коллекцию Роберта Уолпола

Во Дворце Меншикова можно увидеть коллекцию Роберта Уолпола 04.10.2018

До 13 января во Дворце Меншикова (Университетская набережная, 15) будет работать выставка «Роберт Уолпол и его коллекция». Сэр Роберт Уолпол (1676 – 1745), первый граф Орфорд, лидер английских вигов, которого часто называют первым в истории премьер-министром Англии. Всю жизнь он собирал произведения искусства, в частности — картины. Его внук продал двести полотен Екатерине Великой, благодаря которой теперь их может увидеть любой посетитель музея.

Всего за тринадцать лет Уолпол построил в родовом поместье Хоутон-Холл роскошный дом, специально спроектированный под собрание картин. Он был страстным собирателем живописи. Вельможа его уровня был просто обязан составить «благородную коллекцию», которая говорила бы о его статусе и успешности, даже если не имел к этому никакой предрасположенности. Покупать картины он начал еще в 1718 году, в тот момент, когда находился в оппозиции к действующему кабинету и не занимал никаких высоких постов. Рост его могущества и финансовых возможностей в последующие годы позволил ему составить исключительную коллекцию, равную которой было сложно найти не только в Великобритании, но и за ее пределами. К 1736 году собрание насчитывало уже около 400 полотен, большая часть которых размещалась в фамильной резиденции Хоутон-Холл в Норфлоке.

Широкую известность коллекция приобрела благодаря трудам Хораса Уолпола (1717–1797), младшего сына сэра Роберта. Он составил описание художественной коллекции, которое успел закончить незадолго до смерти Роберта Уолпола в 1745 году. Само название этого каталога – Aedes Walpolianae («Святилище Уолпола») – говорит о том, что Хорас воспринимал Хоутон-Холл и хранящиеся в нем шедевры как своеобразный памятник деяниям сэра Роберта. Каталог был опубликован в 1748 году и до конца XVIII века служил образцом для всех описаний художественных собраний английской аристократии.

После смерти Роберта Уолпола наследником титула, имений, коллекций, а также долгов бывшего первого министра, которые достигали 50 000 фунтов, стал его старший сын Роберт, а затем внук Джордж. Устроенные ими аукционы картин, не попавших в свое время в Хоутон, не принесли большой выручки, что надолго отвратило Джорджа Уолпола от мысли поправить свое положение путем распродажи художественных ценностей и позволило собранию просуществовать без каких-либо изменений еще четверть века. Однако в 1778 году Джордж неожиданно решил расстаться с коллекцией деда, предложив приобрести ее русской императрице Екатерине II. Внук Уолпола продал две с лишним сотни картин русской императрице за 40 555 фунтов стерлингов. В конце 1779 года коллекция была благополучно доставлена в Санкт-Петербург, где вскоре заняла достойное место среди других приобретений Екатерины II в Эрмитаже.

http://avangard.rosbalt.ru/2018/10/03/vo-dvortse-menshikova-mozhno-uvidet-kollektsiyu-roberta-uolpola/


В Музее политической истории показывают будни пленных русско-японской войны 1904-1905 годов

С 3 по 10 октября 2018 года в Музее политической истории открыта выставка «Бамбук и береза. Военнопленные русско-японской войны 1904-1905 годов». Токийский институт русского языка впервые организует эту фотовыставку в России. Она проходит в рамках перекрестного года России и Японии и к 110-й годовщине возвращения праха умерших японских военнопленных в Японию.

В Музее политической истории России представлено 150 архивных фотографий, рассказывающих о том, как содержались русские и японские военнопленные, какой была их повседневная жизнь. Помимо фотографий, посетители смогут увидеть музыкальные инструменты из Музея музыки в Шереметьевском дворце. Эти инструменты были сделаны руками японских военнопленных.

Русско-японская война стала первой войной, которая велась с соблюдением Гаагской конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» (1899 год). Конвенция предписывала, что с военнопленными «надлежит обращаться человеколюбиво». Токийский институт русского языка давно занимается поиском материалов как в Японии, так и в России, которые доказывают гуманное отношение к военнопленным в период русско-японской войны.

За время войны более 70 000 русских военнопленных оказались в Японии. Для японского народа это был первый масштабный опыт контакта с представителями другой нации. На выставке представлены фотографии из уникального альбома «Коллекция фотографий русских военнопленных, собранная и классифицированная в качестве приложения к докладу французского консула г-на де Люси-Фоссарье о пребывании и содержании русских военнопленных в Японии во время кампании 1904–1905 годов». На снимках из этого фотоальбома, хранящегося в Российском государственном архиве кинофотодокументов, видно, в каких условиях содержались военнопленные, как протекала их жизнь.

Большая часть японских военнопленных содержалась в селе Медведь под Новгородом. На выставке есть фотографии из японских и русских журналов того времени, на которых представлены будни японских военнопленных. Особенно интересны снимки, сделанные японским военнопленным фотографом Кюкитиро Ито.

Кроме того, выставлены фотографии из альбома «Луна над ссылкой», изданного в 1907 году в Японии вернувшимися военнопленными. Представлены материалы из Российского государственного архива Военно-Морского флота: приглашение на пикник, правила прогулок в лагере в японском городе Мацуяма.

В создании выставки приняли участие: Токийский институт русского языка, Российский государственный архив кинофотодокументов, Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Российский государственный архив Военно-Морского флота. Организаторы благодарят за помощь в создании выставки Посольство Японии в России и Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге.

http://avangard.rosbalt.ru/2018/10/03/v-muzee-politicheskoj-istorii-pokazyvayut-budni-plennyh-russko-yaponskoj-vojny-19401905-godov/


Возврат к списку

Наверх