Невский пр., 20, 3 этаж,
8 (812) 246-64-30, petroinf@cgpb.ru
8 (812) 246-64-30, petroinf@cgpb.ru
Все из сада

Празднования в честь 130-летия Анны Ахматовой в Петербурге пройдут в суженном формате. Вместо сцены, которая может принять 500-600 зрителей, в саду Фонтанного дома (Литейный проспект, 53) установят площадку, вокруг которой смогут разместиться лишь двести гостей. Здесь 22 июня прочитает стихи Ахматовой народная артистка России, актриса БДТ Светлана Крючкова. А 23 июня, в день рождения поэта, актриса московского Театра им. Вахтангова Юлия Рутберг и трубач-виртуоз Вячеслав Гайворонский выступят с программой «Десять вопросов к Ахматовой» — цитатами из стихов XX века попробуют ответить на актуальные в XXI веке вопросы.
«Я ежегодно читаю стихи в саду Шереметевского дворца в день рождения и годовщину смерти Ахматовой. В этот раз моя программа называется «Стихи, рождённые в Фонтанном доме». У поэта есть строки: «Шереметьевские липы… Перекличка домовых…» — когда я выступаю, то рукой показываю на эти липы, под которыми сидят люди, и под которыми я читаю стихи, — рассказала «Фонтанке» Светлана Крючкова. — Теперь площадка для выступления сузится и будет смещена в угол сада. Конечно, я буду читать и для двухсот человек, и даже для пятидесяти буду. Но это против Ахматовой и против любителей поэзии».
Крючкова цитирует ещё одно стихотворение — «Сила — право, только ваши дети / За меня вас будут проклинать» — и отмечает, что на поэтические чтения приходит много молодёжи: «Эта поэзия должна звучать для как можно большего числа людей. Да, эти молодые люди стоят на газонах, но они читают Ахматову, и это дает возможность сохранить и развивать нашу культуру».
Фонтанный дом, или дворец графов Шереметевых, расположен между набережной Фонтанки и Литейным проспектом. Именитое семейство покинуло особняк в революционное время, после этого здесь располагались и коммунальные квартиры (в одной из них с 1925 до 1952 годы с перерывом на эвакуацию жила Ахматова), и НИИ Арктики и Антарктики, и Дом занимательной науки. С конца 1980-х здание делят Музей музыки и Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме: первый занимает центральный корпус, второй — скромный боковой флигель. Садик, раскинувшийся между Фонтанкой и Литейным, разбили для Шереметевых ещё в XVIII веке, в 2001 году объект признали памятником культуры федерального значения. До недавнего времени зеленая территория никому не принадлежала, но в 2017-м её передали в бессрочное пользование Музею музыки. С тех пор Музей Ахматовой, который часто проводит в саду кинопоказы, выставки и фестивали, начал испытывать трудности в организации мероприятий. Теперь он может пользоваться парком только по договору сервитута.
«Совещание, на котором решалось, что мы не сможем разместить сцену на привычном газоне, прошло буквально за две недели до юбилея Ахматовой. Меня вызвали в сад, когда там уже собрались представители КГИОП, Музея музыки и глава комитета по культуре Константин Сухенко», — вспоминает Попова. По словам директора, её устно проинформировали, что празднование придётся переместить, но никакого документа об этом не вручили. Атмосферу молодежных мероприятий, которые проводит музей, участники встречи сравнили с «Купчино», а в будущем Нине Поповой порекомендовали перестроить вход в музей так, чтобы поток посетителей не проходил через сад.
«После того, как наши мероприятия завершаются, мы всегда разбираем сцену, убираем мусор, метем, а в конце сезона подсаживаем траву. Мы понимаем, что нельзя топтать траву, а деревья должны расти здоровыми. Но мы вступаем в диалог с посетителями не только на уровне созерцания высоты травы и её густоты, а и на каком-то другом уровне», — рассуждает Нина Попова. Характер диалога на совещании напомнил ей «стилистику диктата» советской эпохи: «Когда в 1940 году Ахматова здесь жила, Дом занимательной науки тоже ввел пропускную систему для прохода через сад. Тогда Николай Пунин (искусствовед, гражданский супруг Ахматовой — Прим.Ред.) пропуск получил, а Ахматова — нет. Спустя восемьдесят лет ситуация повторяется».
Глава Музея театрального и музыкального искусства (его подразделением является Музей музыки) Наталья Метелица, напротив, считает, что ландшафтная функция сада должна стать превалирующей. «В центре города практически нет садов такого типа. Есть Таврический, Летний, но тут — небольшой и очень старый сад внутри бывшей усадьбы графов Шереметевых. Эта территория несёт свою функцию, культурно-историческую тоже. Вплоть до недавнего времени сад был бесхозным, но в 2017 году его передали нам в оперативное управление. Мы отвечаем за сохранность газонов, дорожек, кустарников, лечим больные деревья», — считает она.
То, что все мероприятия, которые проводятся в саду, надо согласовывать с КГИОП, Наталья Метелица называет «новой реальностью, не имеющей отношения ни к Музею театрального и музыкального искусства, ни к Музею Ахматовой». Директору Музея театрального и музыкального искусства «очень нравятся события», которые организовывают коллеги, но теперь нужно смириться с тем, что проекты придется ориентировать на меньшее число гостей или «придумывать новые формы работы».
«Это не значит, что сад должен быть сонным и не посещаемым никем кроме старушек и мамочек с колясками. Но посетители не должны сидеть и толпиться на газоне», — уверена Наталья Метелица. Её учреждению также приходится соглашаться на ограничения — когда в августе будут проводить четвертый этнический фестиваль «Музыки мира», выступления перенесут на боковую сцену и в курдонер дворца, выходящий на набережную Фонтанки.
В комитете по культуре от конфликта предпочли дистанцироваться, отметив, что «мероприятие (в честь 130-летия Анны Ахматовой — Прим. Ред.) будет проходить по согласованию между учреждениями». КГИОП же фактически встал на сторону Шереметевского музея, ответив на вопрос «Фонтанки», что «на сегодняшний день композиция сада не предполагает размещения в его границах большого количества посетителей и проведения массовых мероприятий». «Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме нарушил условия согласования КГИОП и размещал конструкции на газонах сада со старовозрастными деревьями, что привело к нарушению газонного покрова. Кроме того, это создает угрозу сохранности ценных старовозрастных деревьев, так как ведёт к уплотнению почвы», — считают здесь.
В ахматовском музее подчеркивают, что беспокоятся не только из-за новых правил — к ним можно привыкнуть. Сотрудников смущает сам характер диалога внутри петербургского культурного сообщества и между культурными институциями и чиновниками. «Почему требования нельзя было выдвинуть уже после юбилея? — задается вопросом Нина Попова. — Ведь это не мой личный праздник, а праздник Анны Ахматовой, праздник для горожан».
Нина Попова ссылается на слова Михаила Пиотровского, который в передаче по «Эху Петербурга» недавно призывал коллег к «музейной солидарности». Директор Музея Ахматовой ратует за солидарность и сама. Она предложила Музею музыки вместе разработать технические условия для современного использования сада Фонтанного дома, а также надеется, что к диалогу присоединится и примыкающий к усадьбе Шереметевых Театр на Литейном. Обращения в эти учреждения, в Смольный и комитет по культуре Ленобласти, в чьем ведении находится театр, отправилось 21 июня.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Фото: Режиссер Юрий Озерский (Фонтанный дом) показывает газон, из-за которого разгорелся спор