Всероссийский музей А. С. Пушкина приглашает на выставки

Всероссийский музей А. С. Пушкина приглашает на выставки 06.02.2018

Выставка «Искусство силуэта «Театр теней» К. Севастьянова»

Зеленый зал Всероссийского музея А. С. Пушкина, наб. реки Мойки, 12

10 февраля —11 марта 2018

На выставке, посвященной 90-летию со дня рождения Константина Севастьянова (1928–1989), представлены работы художника из цикла «В садах Лицея», иллюстрации к стихотворению А.С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе», силуэты на сюжеты из биографии поэта, эскиз акварельного рисунка «Пушкин в детстве» и другие.

В архиве Всероссийского музея А. С. Пушкина хранится личное дело сотрудника музея — художника-оформителя К. Е. Севастьянова, где на листе бумаги крупным разборчивым почерком написано: «Я, Севастьянов Константин Егорович, родился 23 февраля 1928 г. в г. Ленинграде в семье служащего и домохозяйки. После окончания семилетки в 1945 г. поступил и в 1951 г. окончил Ленинградское художественное училище им. Серова. С 1951 учился в институте и в 1957 г. окончил Институт живописи им. И. Е. Репина в Ленинграде. После окончания института три года работал художником-декоратором в Лен. театре юных зрителей. Работал как художник в детских периодических изданиях: газете “Ленинские искры”, журналах “Искорка”, “Костер”. С 1961 г. работаю во Всесоюзном музее А. С. Пушкина».

Скупые строки автобиографии дают лишь канву творческой судьбы художника. Он разделил со своим городом выпавшие на его долю радостные и трагические события. Вместе с матерью и сестрой пережил все дни блокады, а спустя годы был награжден медалью «За оборону Ленинграда». В Академии художеств учился у известного педагога и театрального художника М. П. Бобышова. Темой его студенческого диплома стал спектакль о Пушкине «В садах Лицея» (ТЮЗ). Работа в периодических изданиях давала возможность для творчества в жанре иллюстрации. Детские журналы в то время могли позволить себе свободу самовыражения.

За двадцать пять лет работы во Всесоюзном музее А. С. Пушкина Севастьянов оформил много замечательных выставок. Помогал пополнять музейную коллекцию графическими листами, подаренными ему друзьями — ленинградскими художниками.

В 1970-е годы наша страна переживала музейный бум. Экспозиции из фондов музея «гастролировали» по всему Советскому Союзу. Подготовка к открытию Музея-Лицея в 1974 году, незабываемые вечера в гостиной Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина — жизнь была насыщенной и по-настоящему творческой. Из окна тесной мастерской художника на Мойке, 12, открывался вид на памятник Пушкину. Все настраивало на вдумчивую работу с «тенями прошлого». Художник любил повторять: «…рисование — это размышление с карандашом в руке».

Пушкин, его творчество и окружение стали главными героями произведений Константина Севастьянова, а техникой, оказавшейся наиболее близкой, — силуэт. Можно без преувеличения сказать, что он создал театр теней пушкинской эпохи и был в нем не только художником, но и драматургом, а иногда и актером — в некоторых силуэтах мы узнаем его черты. Композиции художника изящны и необычайно поэтичны, они буквально вырастают из пушкинских произведений. В них читаются легкость поэтического вдохновения, тонкий юмор и, конечно, любовь к главному герою его творчества.

Хорошо зная фонды музея, с особенным вниманием Севастьянов относился к произведениям художников-силуэтистов конца XVIII — XIX вв. и графиков, работавших в этой технике в первой половине ХХ столетия. На создание силуэтов его вдохновляли произведения Б. Кустодиева, Н. Ильина, Е. Кругликовой, Э. Голлербаха, В. Гельмерсена, В. Свитальского, Ф. Рерберга, которые также будут представлены на выставке.

Сегодня в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина находится более 100 работ художника. Это листы из серии «В садах Лицея», иллюстрации к книге Л. В. Тимофеева «В кругу друзей и муз», композиции на тему пушкинских стихотворений «Воспоминания в Царском Селе» и «К цензору», повести «Путешествие в Арзрум».

Торжественное открытие выставки состоится 10 февраля в 13.00

Вход на открытие свободный.


Выставка «..."Сквозь магический кристалл". Графика и пастели Леонида Строганова»

10 февраля —11 марта 2018 года

Фойе и концертный зал «Бироновых конюшен», наб. реки Мойки, 12  Строганов.jpg

На выставке петербургского художника Леонида Строганова представлены станковая графика, книжные иллюстрации, экслибрисы, выполненные за последние 18 лет.

Художник родился в Ленинграде в 1979 году. Учился в городской художественной школе. В 1999 году он закончил СПбХУ им. И.К. Рериха по специальности «живопись» и Институт декоративно-прикладного искусства в 2002 году, где учился у О.Ю. Яхнина. Член Союза Художников России с 2002 года. Автор начинал с небольших фантазийных станковых работ. Его работы: «Кушающая», «Убегающая», серия «Движение» —придуманные мифологические истории или сказки. Станковые листы отражают увлечение античностью, библейскими темами, западным средневековьем, галантным веком. Строганов на один сюжет может сделать несколько совершенно разных работ. Получаются целые серии: «Изгнания из рая», «Грехопадение Адама и Евы», «Волхвы», серия «Натюрмортов» на тему античности.

Петербург — постоянная тема творчества художника. Ночной город с игрой теней и отблеском света в воде наиболее интересен автору. Он любит изображать непарадную Коломну, каналы, мосты, старые дома, гранитные плиты. В своих ранних пейзажах Строганов помещал старинный предмет как реквизит: случайно забытый цилиндр, детские игрушки, часы. И цепко нарисованный город становился фантазией, вымыслом, сном. Впоследствии художник отошел от этого приема, но ощущение совершенно иной, хотя и хорошо узнаваемой реальности, в его работах осталось. Интересен опыт Леонида Строганова и как книжного иллюстратора. В 2002 году он выполнил серию офортов к «Королю Лиру» В. Шекспира, в дальнейшем художник работал над картинками к поэтическому циклу «Сады» Жака де Лиля. В 2008-2009 году по заказу издательства «Вита-Нова» создал цикл рисунков к «Сонетам» Франческо Петрарки. Совсем недавно он закончил в соавторстве две книги, ставшие для него экспериментом: «Сонеты» Абрама Эфроса и «Царь Эдип» Софокла. Лаконизм абстрактного языка неожиданно и по-новому раскрыли автора.

С 1999 года художник работает в жанре книжного знака. По заказам коллекционеров Леонид Строганов выполнил около 100 экслибрисов на разнообразные темы: «Гете и Наполеон», «Достоевский», «Шелли», «Вильгельм Мюллер», «Гильгамеш», «Одиссей», «Серебряный век» и другие. Два книжных знака были посвящены творчеству А.С. Пушкина: «Экслибрис Kohler Hausher» с портретом поэта и «Пиковая Дама». В 2016 году работы поступили в фонды Всероссийского музея А.С. Пушкина.

Работы художника находятся в библиотеке Государственного Эрмитажа, Государственной публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, в собраниях Литературно-мемориального музея-квартиры Ф.М.Достоевского, Вологодской областной картиной галереи, Орловского музея изобразительных искусств, Чувашского государственного художественного музея, Музея замка Мальборк (Польша), Музея графики малых форм (г. Сент-Никлаас, Бельгия), а также в собрании графики института Тамаринд (США) и многих других.

Торжественное открытие выставки состоится 10 февраля в 14:00.

Вход на открытие свободный.


Возврат к списку

Наверх