В темных аллеях пел соловей

В темных аллеях пел соловей 23.10.2020

22 октября исполнилось 150 лет со дня рождения русского писателя Ивана Алексеевича Бунина.

Классика, не принадлежавшего, как он сам неоднократно подчеркивал, ни к одному литературному направлению, тем паче – к символистам, которых не жаловал. Писателя, удостоенного в 1933 году Нобелевской премии по литературе за роман «Жизнь Арсеньева». Формулировка гласила: «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». Автора «Чистого понедельника», «Легкого дыхания», «Антоновских яблок»... Даже названия звучат, как короткие, в одну строчки, стихотворения в прозе.

Сам писатель относился к своим дням рождения сложно. Ведь они напоминали о быстротекущем времени, которое не удержать.

«День моего рождения. 52. И уже не особенно сильно чувствую ужас этого. Стал привыкать, притупился.

День чудесный. Ходил в парк. 

Солнечно, с шумом деревьев. Шел вверх, в озарении желто-красной листвы, шумящей под ногой. И как в Глотове – щеглы, их звенящий щебет».

«70 лет тому назад на рассвете этого дня (по словам покойной матери) я родился в Воронеже на Дворянск. улице. Сколько лет еще осталось мне? Во всяком случае, немного и пройдут они очень быстро, – давно ли, напр., была осень в Beausoleil, где мы жили на этой горе, в этом высоком доме (Villa Dominante)! A прошло уже 2 года».

Страшные строки в дневнике за ноябрь 1918 года: «Будь проклят день моего рождения в этой проклятой стране!». События революции отразились в «Окаянных днях», которые советская власть долго не могла простить писателю. Певец России, он не идеализировал людей – ни своего, дворянского, круга, ни народ. «Есть два типа в народе, – писал он. – В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том и другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа – и дубина, и икона», – в зависимости от обстоятельств, от того, кто древо обработает».

На фотографиях мы видим сухого лощеного господина, застегнутого на все пуговицы. Читая его книги, погружаемся в кипение страстей, часто темных, влекущих к гибели.

Рассказ «Темные аллеи» он написал в 1938 году. Другие рассказы о любви, впоследствии вошедшие в одноименный сборник (всего их было 38!), писал в годы Второй мировой войны в оккупированной Франции на вилле в Грассе. Звучит шикарно – вилла! На самом деле жизнь была трудная, полуголодная. От Нобелевской премии к тому времени ничего не осталось. Бунин совсем не умел обращаться с деньгами, вот и премия (715 тысяч франков) утекла, как песок, сквозь пальцы. Но природа, хоть и не родная, не северная, умиротворяла. «Перед домом у нас несколько старых пальм, за ними, под ними – сказочная голубая страна, море. Соловьи поют день и ночь. Ночи сладко холодноваты», – писал он Зинаиде Гиппиус о своем приюте. Рядом была верная жена – Вера Муромцева, красавица, женщина «с огромными, светло-прозрачными, как бы хрустальными глазами». Прощавшая своему Яну все, даже любовь к другой, более молодой, женщине, Галине Кузнецовой. «Пусть любит Галину... только бы от этой любви ему было сладостно на душе...» – писала в дневнике Вера Муромцева. Какое-то время они жили втроем.

Обе они оставили воспоминания об этой странной жизни. По мотивам «Грасского дневника» Галины Кузнецовой Алексей Учитель снял в 2000 году фильм «Дневник его жены». Бунина сыграл Андрей Смирнов.

Об этом фильме, об экранизациях Бунина, спектаклях по его произведениям можно узнать, посмотрев на сайте Театральной библиотеки виртуальную выставку «Легкое дыхание: Иван Бунин на сцене и в кино».

Есть тут, например, информация о спектакле московского режиссера Дмитрия Крымова «В Париже». Его у нас мало кто видел. Спектакль, поставленный в 2011 году, шел в Париже, Таллине, Нью-Йорке. В России – нет. Потому что главную роль – бывшего русского генерала Николая Платоновича – исполнял Михаил Барышников: он не раз говорил, что в Россию не приедет никогда.

А вот Бунин думал о возвращении. Но в 1946-м вышло печально знаменитое постановление Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», направленное против Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Как можно было вернуться в страну, где не было свободы слова?

На вручении ему Нобелевской премии Бунин говорил: «В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно – она для него догмат, аксиома».

Выставка к 150-летию со дня рождения Бунина, и не виртуальная, а вполне реальная, открылась в новом здании Российской национальной библиотеки на Московском, 165. Здесь можно увидеть сто изданий, предоставленных Русским книжным и Русским журнальным фондами. Она называется строчкой из стихотворения Бунина «Вечер»: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».


Зинаида Арсеньева
Источник: Санкт-Петербургские ведомости
https://spbvedomosti.ru/news/culture/v-temnykh-alleyakh-pel-solovey-so-dnya-rozhdeniya-ivana-bunina-...



Возврат к списку

Наверх