Выставка «„Люблю тебя, Петра творенье…“: Санкт-Петербург на фарфоре»

Выставка «„Люблю тебя, Петра творенье…“: Санкт-Петербург на фарфоре» 23.06.2022 Среди многих мероприятий, посвященных 350-летию Петра I, легко не заметить выставку «„Люблю тебя, Петра творенье…“: Санкт-Петербург на фарфоре». Однако стоит сделать несколько шагов в сторону от шумных туристических маршрутов Петропавловской крепости и посетить залы Иоанновского равелина. Там с 27 мая до 23 октября выставлены экспонаты XVIII века из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и произведения художников и скульпторов современного Императорского фарфорового завода. Образы петровского Петербурга, многовековая история нашего города и его современность представлены на одном из самых хрупких материалов — фарфоре.

Фарфоровая посуда была одним из нововведений, изменивших повседневную жизнь в петровскую эпоху. Конечно, фарфор был известен на Руси и до Петра, но до начала XVIII века его ввозили в основном из Китая. Будучи поклонником всего европейского, первый российский император отдавал предпочтение голландской фарфоровой посуде и белоглинянным курительным трубкам. Своеобразным керамическим памятником петровской эпохи можно считать облицованные бело-голубой фаянсовой плиткой «голландские» печи. Известно, что в Зимнем дворце петровского времени не только печи, но и стены пяти комнат и столовой были украшены голландской плиткой. Своеобразным посвящением открытию Европы Петром является созданный в 2022 году каминный портал «Великое посольство» художницы Юлии Жуковой. На его плитках, стилизованных под миниатюры того времени, изображены города, где во время своей первой европейской поездки бывал Петр.

Еще одна работа Жуковой вдохновлена не западной, а восточной «диковиной». Несколько фарфоровых блюд: «Удивительное зрелище», «Слон — сильный зверь» и «Хуссейн Шах», — рассказывают историю первого петербургского слона, подаренного Петру I персидским шахом в 1713 году. Роспись этих блюд, выполненная в стиле русского лубка, позволяет улыбнуться и вздохнуть чуть свободнее среди строгих экспонатов, пропитанных атмосферой парадного Петербурга.

К имперской истории нашего города обращаются многие художники и скульпторы, чьи работы представлены на выставке. Это и реплики сосудов и статуэток, украшавших в XVIII–XIX веках дворцы и особняки знатных петербуржцев, и разнообразные портреты Петра, и пейзажи «его творенья» — Петербурга — запечатленные на глазури. Все эти экспонаты прекрасно сочетаются с предметами из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга — посудой, книгами, гравюрами — но их сложно представить в интерьере квартиры XXI века. Совсем не то — сервиз Галины Шуляк «Мосты Санкт-Петербурга». Тонкие чашки, молочники, кофейники, на которых известная художница изобразила очертания петербургских мостов словно бы приглашают в прогулку по современным набережным. И после такого променада просто необходимо выпить в память о Петре I чашечку кофе — еще одной новинки, к которой император приучил Россию.

Возврат к списку

Наверх