Выставка «Любовь Холина. Строгая пластика»

Выставка «Любовь Холина. Строгая пластика» 13.09.2018

В Музее городской скульптуры открылась выставка «Любовь Холина. Строгая пластика», посвященная 100-летию со дня рождения автора памятника Федору Достоевскому, наверное, лучшего монумента, установленного в Ленинграде — Петербурге за последние полвека.

Почти все 80 лет, отпущенные Холиной, она прожила в нашем городе, ее детство прошло в Петербурге Достоевского — Подьяческие улицы, канал Грибоедова, Сенная площадь. Потом была учеба в Академии художеств у Александра Матвеева, который прививал тщательную работу над формой, страшная блокадная зима, эвакуация в Самарканд, возвращение в Ленинград...

В том месте, где Средняя Подьяческая выходит к каналу и проспекту Римского-Корсакова, образуя небольшую площадь, Холина рисовала свой памятник писателю. По словам скульптора: «Я хотела, чтобы в фигуре Достоевского чувствовался Петербург, где дома-утюги выступают массой, углами».

Первый скульптурный эскиз относится к 1956 году. Павел Игнатьев, скульптор, внук Холиной и сокуратор выставки, объясняет это тем, что тогда снова разрешили печатать романы Достоевского. Напомним, что памятник писателю на Владимирской площади был открыт в 1997 году после большого конкурса.

На выставке из фондов Музея городской скульптуры и собрания наследников Холиной показан долгий путь скульптора к своему Достоевскому. Это графические портреты 1970-х годов, конкурсные модели памятника конца 1980-х, модели неосуществленного монумента для Омска, где писатель провел четыре года в остроге.

Ирина Лермонтова, хранитель фонда графики Музея городской скульптуры, выделяет три рисунка — «Шарманка», «Петербургские трагедии». «Канал. Места Достоевского». Холина виртуозно использует разные материалы — уголь, белила, пастель и другие, создающие у зрителя ощущение, что он видит город глазами писателя и одновременно глазами «униженных и оскорбленных».

Впервые для широкой публики представлено графическое наследие Холиной, не связанное с работой над образом Достоевского. В рисунках «Оплакивание», посвященном жертвам блокады, и «Катастрофа» в память о погибших в ташкентском землетрясении видна та же уверенная рука, владеющая любой графической техникой.

Выставка дополнена небольшим фрагментом из документального фильма Александра Сокурова об открытии памятника Достоевскому. В многолюдной толпе мы видим Андрея Битова, Виктора Кривулина, Николая Скатова, Андрея Толубеева. Битов говорит о том, что «для памятника выбрано правильное место, между храмом и рынком. И мы там по-прежнему находимся».

Ранее мы рассказывали о ситуации с расширением Музея Достоевского в Петербурге.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6268) от 13.09.2018 под заголовком «Мастер строгой пластики».

Санкт-Петербургские ведомости: https://spbvedomosti.ru/news/culture/master_strogoy_plastiki/


Возврат к списку

Наверх