Выставка о Трезини

Выставка о Трезини 25.12.2020

В Петропавловской крепости открылась выставка «Первый архитектор Петербурга. К 350-летию со дня рождения Доминико Трезини». В ней участвуют 15 лайтбоксов, несколько картин, одна инсталляция из предметов начала XVIII века и загадка для пытливых зрителей.

Куратор проекта Людмила Кирикова, старший научный сотрудник Музея истории Петербурга, выбрала в качестве эпиграфа к выставке две цитаты. Сам Трезини, швейцарец, тридцать лет работавший в России, так говорил о себе: «Отправил всякого строения на месте сего царствующего града ... где еще тогда никакого строения не было». В начале ХХ века Игорь Грабарь заметил: «Город Петербург и существующие в нем постройки – непреходящий памятник славы Доменико Трезини» (сейчас принято называть его Домиником, как на его родине).

Пол выставочного зала Иоанновского равелина выстлан «шашечками», двигаясь по ним, можно проследить творческую биографию архитектора. В лайтбоксах показаны копии чертежей и гравюр с видами построек Трезини, короткие описания истории зданий и их владельцев. Многие примеры являются хрестоматийными. В первую очередь это ансамбль Петропавловской крепости с собором и Петровскими воротами. Именно Трезини нарисовал первый вариант Ангела для шпиля Петропавловского собора, ныне символа Северной столицы России.

К известным его постройкам относятся форт Кроншлот, здание Двенадцати коллегий, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры, проект регулярной застройки Васильевского острова, а также «образцовые» проекты домов для «подлых» и для «зажиточных». Менее известен Гостиный двор, стоявший на берегу Малой Невы.

Только знатоки и специалисты помнят, что Трезини принадлежали проекты застройки Троицкой площади – Гостиный двор и здание государственных канцелярий. В 1714 году в честь победы русского флота у мыса Гангут на той площади по проекту Трезини была сооружена триумфальная арка. Архитектор строил дом Синода (современный адрес: Петровская набережная, 8). Участок недалеко от дома Петра получил Матвей Гагарин, сибирский губернатор, который вскоре был казнен по обвинению в коррупции; дом достраивался для Синода. Другая малоизвестная постройка Трезини – Морской и сухопутный госпиталь на Выборгской стороне (ныне – Пироговская набережная, 3).

На выставке показаны карта 1698 года, когда единственным населенным пунктом в дельте Невы был город Ниен, и карта Петербурга 1737 года, когда сложился тот исторический центр, который теперь является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. И в этом большая заслуга Трезини, построившего больше, чем все его коллеги-современники вместе взятые.

Инсталляция «Кабинет Трезини», конечно, игра. Но портрет Петра I кисти Алексея Антропова, две деревянные барочные скульптуры – «Девочка с цветами (аллегория лета)», «Мальчик с колосьями (аллегория осени)» и другие предметы являются современниками зодчего...

А где же он сам? В этом и загадка: не сохранилось портретов Трезини. До недавнего времени «Википедия» публиковала в статье о нем портрет Растрелли. На многих сайтах эта ошибка продолжает «висеть». В одном из архивов Стокгольма хранится план Петербурга, составленный в 1722 году шведским топографом по имени Карл Федерик Койет. В нижнем правом углу находится изображение трех мужчин. Один в зеленом камзоле держит карту местности. Тот, что в синем камзоле, указывает на дельту Невы, а тот, что в малиновом, – на Выборгскую сторону. По одной версии, человек в синем камзоле – Петр I, в зеленом – Трезини (он без треуголки), в малиновом – Меншиков. По другой версии, это трио архитекторов. Слева направо: Николо Микетти, Михаил Земцов, Доминико Трезини. Слабость первой версии в том, что Петр I был баскетбольного роста, а здесь он не выше остальных. И парики не любил и не носил. Дефект второй версии – облик «человека в малиновом» то ли с тростью, то ли со шпагой выдает его дворянское происхождение. Оно было пожаловано Трезини только в 1726 году.


Вадим Михайлов
Источник: Санкт-Петербургские ведомости
https://spbvedomosti.ru/news/culture/pervyy-arkhitektor-goroda-v-peterburge-otkrylas-vystavka-o-trezini/



«Царское Село» выкупило дорожные сундуки императрицы Марии Федоровны

Музей-заповедник «Царское Село» с помощью меценатов выкупил из частной коллекции три дорожных сундука, которые ранее принадлежали императрице Марии Федоровне – супруге Александра III.

Как рассказала директор музея Ольга Таратынова, в следующем году посетители смогут увидеть их, когда после масштабной реставрации откроются личные интерьеры Николая II и Александры Федоровны в Александровском дворце. «Это наш стратегический объект – последний дом последнего российского императора, отсюда венценосная семья отправилась в ссылку. Сейчас перед нами стоит непростая задача – наполнить это пространство предметами, создать экспозицию, которая бы передавала атмосферу этого места», – говорит директор музея-заповедника «Царское Село».

Выставят сундуки в Гардеробной Александровского дворца.

Сундуки имеют историческую ценность как предметы эпохи Романовых, которые сейчас стараются возвращать музеи. Все сундуки – кожаные. Как рассказала пресс-служба музея-заповедника, они пронумерованы – на прямоугольных металлических накладках представлены номера в единой стилистике. Это 17, 24 и 26. На крышке последнего сундука есть монограмма Марии Федоровны.

Как говорят историки, монограмма Марии Федоровны «МФ» в таком написании встречается на пасхальных яйцах, которые изготовлены на Императорском фарфоровом заводе. Еще ее можно встретить на конвертах и бланках для письма вдовствующей императрицы.

Все сундуки изготовлены в одной мастерской. Тому есть доказательство в виде этикетки с фиолетовым оттиском – под двуглавым орлом «В. ДЕРИНГЪ / С.ПЕТЕРБУРГЪ / Литейный пр. домъ № 46».

Мастер Вильгельм Деринг впервые упоминается в адресной книге «Весь Петербург» в 1895 году по адресу Литейный проспект, дом 46. В 1896-м в списке петербуржцев, занятых изготовлением дорожных вещей. Это германский подданный, который получил звание поставщика Двора императрицы Марии Федоровны.


Жанна Шмелева
Источник: Петербургский дневник
https://spbdnevnik.ru/news/2020-12-24/tsarskoe-selo-vykupilo-dorozhnye-sunduki-imperatritsy-marii-fedorovny


Возврат к списку

Наверх