«Золотое время»

«Золотое время» 30.12.2019

С 26 декабря 2019 года по 1 марта 2020 года в выставочном зале Центрального корпуса Гатчинского дворца проходит выставка одного экспоната «Золотое время». Посетители увидят интерьерные часы конца XVIII века, поступившие в коллекцию музея в 2017 году.

Выполненные в Лондонской мастерской Джона Уитвика и Томаса Мосса часы — классический пример английского производства. Выставка рассказывает о том, как работает часовой механизм, об истории измерения времени и часовой моде разных эпох. Экспонат относится к сформировавшемуся в конце XVII века типу консольных часов — их устанавливали на специальную полочку (консоль), на стол или камин. Подобные предметы украшали поместья европейской и русской аристократии и до сих пор ценятся знатоками за качество и элегантный вид. Корпус часов из красного дерева содержит элементы из латуни и бронзы, на лицевой панели — гравировка по металлу.

В каждой стране — свой подход к часовому производству. Так, английские мастера уделяли особое внимание демонстрации возможностей механизма, а не декору. Корпус часов фирмы Wightwick & Moss снабжен стеклянными дверцами, что позволяет рассмотреть, как они устроены и проследить за их работой: каждые полчаса перебой молоточков издает мелодичный звон. Лицевая панель содержит три циферблата: кроме основного, посетители увидят циферблат для ускорения и замедления хода часов и циферблат, включающий бой часов и корильона.

При подготовке выставки сотрудники музея произвели чистку и регулировку часового механизма; были восстановлены утраченная шелковая ткань на боковых декоративных накладках. Выставку дополняют стенды с информацией об истории измерения времени и часовой моде, а также фильм, в котором рассказывается об устройстве часов.

http://avangard.rosbalt.ru/2019/12/27/v-gatchine-otkrylas-vystavka-odnogo-eksponata-zolotoe-vremya/


Выставка в Ратной палате посвящена художнику Михаилу Кирсанову

До 25 февраля 2020 года в музее-заповеднике «Царское Село» проходит выставка «При свете восковых свечей». Экспозиция, посвященная художнику Михаилу Кирсанову, разместилась в музее «Россия в Великой войне» в Ратной палате. 28 сентября 2019 года исполнилось 130 лет со дня рождения живописца. В 1915-м он писал портреты Георгиевских кавалеров, до наших дней дошли 14 изображений. img060.jpg

На выставке впервые представлены работы художника из коллекции музея-заповедника «Царское Село» – «Царицыно место при свете восковых свечей», «Вид от алтаря на входную дверь», «Погребение Христа в нижнем Пещерном храме Феодоровского собора», «Богослужение в Феодоровском соборе в присутствии Николая II».

Среди экспонатов – портрет Георгиевского кавалера, подпрапорщика 71-го пехотного Белевского полка Егора Озерова из фондов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Это один из портретов Георгиевских кавалеров, созданных Кирсановым и сохранившихся до наших дней.

В числе личных предметов и работ Михаила Кирсанова на выставке можно увидеть портрет Ивана Нефедова (1887–1976). Дружба художников началась еще в Московском училище живописи. Иван Нефедов со слов Михаила Кирсанова записал его биографию. Эти печатные листы истории жизни художника и портрет для выставки предоставила внучка Нефедова Наталья Федорова.

Михаил Герасимович Кирсанов (1889–1958) в 13 лет был принят на содержание в дом Виктора Васнецова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1906 – 1913) у Аполлинария Васнецова, Алексея Корина, Константина Коровина; посещал портретный класс Валентина Серова; был Третьяковским стипендиатом.

По окончании училища, получив звание художника I степени, поселился в Санкт-Петербурге, где в 1912-1914 годах состоял в Художественно-артистической ассоциации города. Ее создали учащиеся художественных училищ, чтобы объединить молодых художников. Благодаря документам семейного архива, которые сохранила внучка художника Ольга Кирсанова, становится известным, что «…в 1914 году, по рекомендации В.М. Васнецова, живописец был приглашен в качестве штатного художника в Министерство Двора в Петербурге, где числился до Февральской революции 1917 года».

С 1914 года художник работал над созданием парадного альбома «Феодоровский Государев Собор в Царском Селе», издание которого планировали к празднованию 300-летия Дома Романовых. Во время этой работы Михаил Кирсанов общался с выдающимися живописцами того времени.

Окончание строительства ансамбля Феодоровского собора совпало с началом Первой мировой войны, на смену которой пришли революционные катаклизмы. На картинах Кирсанова можно увидеть характерные приметы военного времени: в соборе молятся раненые солдаты и офицеры, работают сестры милосердия. Произведения Михаила Кирсанова узнаваемы по манере письма мелкими мазками и своеобразному колориту.

С началом Первой мировой войны в Ратной палате по предложению князя Михаила Путятина, одобренному Николаем II, решили устроить галерею портретов Георгиевских кавалеров. В 1915 году над портретами работали Михаил Кирсанов, Сергей Девяткин, Владимир Поярков, Иван Стреблов. Они писали портреты по фотографиям геройски отличившихся в боях солдат и офицеров. Всего был исполнен 151 погрудный портрет. Среди них сохранились до наших дней 14 портретов кисти Кирсанова.

После революции 1917 года Михаил Кирсанов уехал к себе на родину, в Рязанский край. Затем поселился в Звенигороде, где много и плодотворно работал: преподавал, писал портреты и пейзажи. В 1950–1960-е копировал в Москве шедевры европейской живописи из собрания Дрезденской галереи перед их возвращением на историческое место.

http://avangard.rosbalt.ru/2019/12/29/vystavka-v-ratnoj-palate-posvyashhena-hudozhniku-mihailu-kirsanovu/


Возврат к списку

Наверх