Когда стихами говорит Черная речка

Когда стихами говорит Черная речка 15.04.2014

С редким единодушием отработала на днях художественная секция Градостроительного совета Петербурга. По двум первым проектам памятников все были «за», по двум остальным вопросам – решительно «против».
К 70-летию Победы городские власти одобрили идею Ассоциации Героев России установить Триумфальную арку Победы как напоминание о временных деревянных арках, через которые в Ленинград в 1945 году возвращались воины-победители.
Долго искали место и выбрали пересечение ул. Ленина, Кингисеппского шоссе и Гатчинского шоссе в Красном Селе. Там только формируется новая площадь с круговым движением. Арка станет не только важным памятным, но и нужным градостроительным акцентом.
Скульптор Борис Петров и архитектор Владимир Попов решили не отступать от мотивов арки, построенной в год Победы на Средней Рогатке по проекту Александра Гегелло. Сделав пропорции чуть более стройными, они остановились на вечных материалах. Железобетонная основа облицована красным гранитом, арка украшена бронзовыми изображениями гениев Славы и воинов. Высота арки – 20 метров.
Авторы проекта сообщили на худсекции, что серьезной проблемой стала доступность арки в центре оживленной площади. К ней запроектирован один наземный пешеходный переход. Все проблемы решил бы подземный, но инженерные ведомства его не согласовали.
Сквер на набережной Черной речки, 20, окруженный скромными домами из силикатного кирпича, ничем не примечателен – аллеи, детская и спортивная площадки. Скульпторы Марина Спивак и Александр Позин решили напомнить жителям, что в доме 20 провела последние годы своей яркой и трагической жизни Ольга Берггольц... Но не делать никакого монумента, а поставить три гранитных монолита, на которых выбиты стихи поэтессы – ранние, блокадные, поздние. Никаких ограждений, каждый может буквально дотронуться до поэзии.
Один из членов худсекции вспомнил, как в детстве «катался» на верблюде, лежащем в Александровском саду около бюста Михаила Пржевальского. Оказалось, что подобные воспоминания хранят люди самых разных возрастов. Сейчас верблюда-ветерана, наверное, надо пожалеть, но очевидно: скульптуры-объекты, которые можно потрогать, очень нужны, особенно в однообразных «спальных» районах. Худсекция единодушно одобрила идею Спивак – Позина.
Памятник Петру и Февронии Муромским (символам супружеской верности) московского скульптора Константина Чернявского обсуждался на худсекции второй раз. Автор перенес место установки из парка Городов-героев на ул. Верности ближе к загсу Калининского района. Уменьшил высоту фигур с 5 метров до 2,5 и отказался от фона в виде ладьи. Но худсекция была непреклонна. Чернявский наладил поточное производство Петров и Февроний, установив несколько похожих вариантов в доброй дюжине российских городов. Худсекция посчитала, что Петербург не нуждается в копиях, да еще с некачественного оригинала.
Последний вопрос был самым коротким и одновременно самым сложным. В 1997 году городские власти приняли решение установить памятник адмиралу Федору Ушакову у здания Военно-морской академии. Был объявлен конкурс, в котором победил Ян Нейман. Денег на памятник не нашли, потом по разным причинам надо было поменять место его установки. Нашли другое – около Морского собора в Кронштадте. Как поступить: предоставить Нейману дорабатывать проект для Кронштадта или объявить новый конкурс? Масла в огонь добавила информация о том, что четыре известных скульптора подготовили свои альтернативные проекты и готовы участвовать в новом конкурсе.
Худсекция высказала свою позицию. Однажды власть приняла решение установить памятник Ушакову, провела конкурс, назвала победителя. Надо быть последовательной, не проводить новых конкурсов и не провоцировать конфликты между скульпторами.
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх