Загнать на верфи

Загнать на верфи 11.06.2014

Не исключено, что свой следующий день рождения Санкт-Петербург будет встречать без главного символа революции – крейсер «Аврора», судя по всему, уже в этом году отправится на плановый ремонт.
Судьбу прославленного крейсера активно обсуждали год назад. Тогда эксперты рассматривали три возможных сценария: поставить корабль на ход, восстановив его «начинку» столетней давности, оснастить крейсер современной техникой или просто отремонтировать, чтобы он и дальше работал, как музей.
Напомним, «Аврора» – единственный в стране военный корабль столь почтенного возраста (114 лет), который сохранился в довольно хорошем состоянии. Крейсер участвовал ещё в русско-японской войне, в знаменитой Цусимской битве, в Первой мировой и даже во время Великой Отечественной войны был включён в систему противовоздушной обороны Кронштадта и отражал атаки немецкой авиации своей зенитной артиллерией. Про участие «Авроры» в событиях 1917 года и так известно каждому. Поэтому вокруг «Авроры» часто разгорались околополитические страсти. Её революционное прошлое даже помешало депутатам ЗакСа внести крейсер в список официальных символов Петербурга. Но одно дело списки, а другое – любовь горожан.
В конечном итоге был выбран наименее радикальный вариант развития событий: крейсер решили «всего лишь» отремонтировать, полностью сохранив его внешний вид. Начаться ремонт должен был ещё прошлой осенью.
Но по финансовым обстоятельствам его сроки перенесли – ориентировочно на осень 2014 года.
Призрачный ремонт
В дирекции Центрального военно-морского музея на звонок «Нашей Версии на Неве» прореагировали эмоционально – ответили, что не понимают ажиотажа вокруг корабля. Тем более что на счёт ремонта ещё вообще ничего не известно.
А вот председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, советник губернатора Игорь Курдин рассказал о настоящем и будущем «Авроры» довольно много, ведь именно он способствовал возвращению крейсера в состав Военно-морского флота.
«Ко Дню Победы «Аврора» была приведена в очень приличный вид, полностью покрашена. Летом прошлого года на крейсер вернулся военный экипаж, который содержит его в образцовом состоянии», – пояснил собеседник.
Однако, по его словам, борьба за крейсер была непростой: подводников долго убеждали, что «Аврора» «и так в порядке». Хотя недавно оттуда вывезли семь КАМАЗов мусора – это говорит о том, что корабль, конечно, был далеко не в идеальном состоянии.
Курдин напомнил о двойственном положении «Авроры»: это и корабль, подведомственный флоту, и городской музей. Недавно крейсер сменил свой гражданский статус, утверждённый бывшим министром обороны Сердюковым, на военный. Все документы пришлось переделывать, что и стало, по словам советника губернатора, причиной отсрочки работ. Сейчас ремонтные ведомости находятся на утверждении в Москве. Есть надежда, что документы утвердят в сентябре-октябре. Работы будет проводить завод «Северная верфь». На этом предприятии «Нашей Версии на Неве» подтвердили, что уже давно ждут «Аврору» – починка корабля может занять до двух лет.
Это было недавно, это было давно
В прошлый раз крейсер ремонтировали в 1984-1987 годах. «Аврору» восстанавливали всем Советским Союзом: в работах участвовало около сотни различных предприятий. Условие «реконструкции» было одно: обходиться без импорта. Однако реставраторам всё-таки удалось добиться права использовать для палубы тик, прочную породу дерева, которая растёт в Юго-Восточной Азии. Восстанавливали каждую деталь: Ленинградский фарфоровый завод даже изготовил фарфоровый сервиз по старым снимкам – точь-в точь как тот, что был на корабле до революции.
Встречали «Аврору» радостно и бурно. Правда, исправления, которым она подверглась, нещадно критиковали блюстители исторической достоверности. Но со временем страсти улеглись.
Сегодня «Аврора» живёт своей обычной жизнью. Каждое утро над ней поднимают флаги – ровно в девять, на час позже, чем на других военных кораблях, дабы ритуалом смогли полюбоваться туристы. Капитан корабля Артём Знаменщиков добился, чтобы флаги меняли не реже, чем раз в три месяца. Одна петербургская компания изготавливает их для легендарного корабля совершенно бесплатно – её директор каждое утро проезжает мимо «Авроры» и признаётся: горд тем, что может хоть чем-то помочь крейсеру. Скандальные вечеринки на борту корабля, вроде той, на которой для Валентины Матвиенко, Ильи Клебанова и Михаила Прохорова выступал Сергей Шнуров, больше не проводятся.
Корабль готовится к участию в праздновании 60-летия Нахимовского училища. Клуб подводников ратует за то, чтобы курсанты, как и прежде, могли проходить на крейсере свою первую практику. Ещё они хотят, чтобы корабль получил статус президентского, и его экипажу пошили особую форму в дореволюционной стилистике.
Наша справка:
Градозащитники к предстоящему ремонту «Авроры» относятся спокойно – лишь бы он не слишком затянулся, иначе молодые петербуржцы могут забыть про легенду отечественного флота и привыкнут любоваться каким-нибудь плавучим баром. Между тем, по мнению координатора движения «Живой город» Антонины Елисеевой, Петроградская набережная без крейсера немыслима, активисты считают, что пока его судьба складывается удачно.
Не всем петербургским символам так повезло.
Долгое время беспокойство «Живого города» вызывала судьба здания Биржи, которое несколько лет содержали в ненадлежащем состоянии. К счастью, теперь принято решение передать его Эрмитажу.
Не ясна ситуация с незаконно построенным рестораном на территории Петропавловки – его владельцы собираются устроить автошоу, которому, по мнению градозащитников, совсем не место в стенах крепости.
Остальные петербургские памятники к числу символов Петербурга не относятся, но без них город представить не многим проще, чем без «Авроры». Так, градозащитников печалит участь Конюшенного ведомства – внутри здания, недавно переданного на реконструкцию компании братьев Зингаревичей, находится галерея, спроектированная архитектором Стасовым. Проект реконструкции предполагает, что на месте галереи появятся квартиры.
Под угрозой и существование Николаевского рынка – одного из символов Коломны. Сейчас его состояние иначе как ужасным не назовёшь.
Трудно назвать однозначно удачным и преображение Летнего сада, который заметно поредел.
Увы, новых символов у города не появляется, поэтому любые перемены в жизни символов старых вызывает у сознательных горожан тревогу. «Наша Версия на Неве» будет следить за их судьбой.
Между прочим
Далеко не все жители нашего города знают, что у Петроградской набережной стоит лишь «часть» легендарного крейсера. В 1984 году основной корпус (без палубных надстроек) был заменён «новоделом». «Исторический» же корпус крейсера, по некоторым данным, был затоплен в прибрежной полосе Финского залива у поселка Ручьи Кингисеппского района. Уже несколько лет инициативная группа поисковиков-подводников ищет тех, кто поддержит идею подъёма «подлинного» киля «Авроры» с последующей передачей его в музей. Однако пока никто ни во властных коридорах, ни в бизнес-структурах, способных на спонсорскую помощь, так и не откликнулся.
 

Источник Наша Версия на Неве


Возврат к списку

Наверх