Встреча, которой не было

Встреча, которой не было 17.11.2010

Известно, что два великих современника при жизни не встретились ни разу. Но, по словам директора Музея Ф. М. Достоевского Натальи Ашимбаевой, несмотря на это, творческие миры писателей находились в постоянном взаимодействии. Великие классики ставили перед собой одни и те же философские и социальные вопросы (смертная казнь, радикальные настроения в обществе, вера и церковь) и формулировали часто очень схожие ответы на них... Выставка заостряет эти подобия, обнаруживая почти зеркальное сходство в биографии и мировоззрении двух классиков.

Так, «крестным отцом» в литературе для них стал Н. А. Некрасов. В 1846 году в «Петербургском сборнике» он печатает «Бедных людей» Ф. М. Достоевского, а спустя шесть лет (в 1852 году) в «Современнике» появляется повесть Л. Н. Толстого «Детство». У обоих писателей были старшие братья, с которыми их объединяло не только кровное, но и духовное родство. В 1860-х Николай Толстой и Михаил Достоевский умирают – писатели переживают их кончину как кризис. Спустя время в жизни двух классиков произойдет похожая трагедия: в 1878 году у Федора Михайловича умирает младший сын Алеша, а у Льва Николаевича в 1895 году – Ванечка, тоже самый маленький в семье ребенок.

Экспозиция построена по хронологическому принципу и охватывает период от первой публикации до кончины. Материал выстроен таким образом, чтобы практически в каждом значимом для общественно-политической жизни России XIX века десятилетии размышления писателей вступали в некий заочный диалог. Над одной из витрин – две цитаты. Хрестоматийные слова Достоевского: «...если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы остаться со Христом, нежели с истиной». Рядом – менее известное суждение Толстого: «...я верю ему не потому, что он Христос, а потому что он в истине».

Сходны высказывания писателей и о литературных дарованиях друг друга. В 1870-е в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевский называет «Анну Каренину» «самым значимым событием в литературе последнего времени, раскрывающим для мира, в чем состоит «русский гений». В 1880 году Толстой будто ответит на эту оценку ответной похвалой. В письме к общему знакомому философу и критику Н. Н. Страхову он напишет о «Мертвом доме» как о лучшей книге «изо всей новой литературы, включая Пушкина».

Экспозиция объединила силы нескольких музеев. В нее вошли материалы не только из коллекции Музея Ф. М. Достоевского, но и предметы из фондов музея-усадьбы «Ясная Поляна» и Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве.

Так сложилось, что внимание к Достоевскому как к писателю и философу в России и в мире было больше. Директор столичного музея Виталий Ремизов заметил на открытии выставки, что в последнее время в США, в Канаде, в Европе, в странах СНГ проходит множество событий, посвященных русскому классику, в большом количестве выходят в свет переводы его романов. «Это значит, что в год 100-летия со дня смерти Л. Н. Толстого для него наступило время ренессанса», – резюмировал Виталий Ремизов.
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх