Скульптуры на фасаде базилики святой Екатерины на Невском после реставрации могут уменьшиться почти в 2 раза

Скульптуры на фасаде базилики святой Екатерины на Невском после реставрации могут уменьшиться почти в 2 раза 03.11.2015

 Скульптуры на фасаде базилики святой Екатерины на Невском после реставрации могут уменьшиться почти в 2 раза (заказ на изготовление копий такого размера разместил КГИОП). В Смольном этому не удивляются - кризис.

КГИОП просит подрядчиков изготовить копии скульптур для фасада базилики святой Екатерины (на Невском проспекте, 32-34) почти в два раза меньше оригиналов. Жалобу рассмотрел комитет финансового контроля Смольного, но не нашел нарушений. Таким образом ведомство сокращает затраты в кризис, говорят реставраторы.

Тендер на изготовление копий мраморных скульптур, с XVIII века украшавших фасад базилики, был объявлен еще в сентябре. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) выделил 45 млн рублей на изготовление копий фигур четырех евангелистов и скульптурной группы двух ангелов. На место оригиналов, по аналогии с Летним садом, должны установить копии из мраморной крошки. А прототипы – для сохранности отправить в музей.

Почти сразу же на конкурс посыпались жалобы. В сентябре в УФАС обратилось ООО «Строительная компания». Фирма заявила на недостаточно четко установленные критерии для определения победителя и сумела добиться продления конкурса. Антимонопольщики предписали внести изменения в конкурсную документацию.

Параллельно та же «Строительная компания» пытается оспорить само техническое задание тендера. Размер копий скульптур, которые предлагает изготовить комитет, почти в два раза меньше фактических характеристик оригиналов. В 2014 году фигуры реставрировало ООО «Коринф». И тогда площадь их поверхности составляла 9,77 тысячи кв. дм. А теперь, по заданию, – 5,6 тысячи.

В июне этого года был утвержден акт историко-культурной экспертизы проекта реставрации. Но в нем нет информации об изготовлении уменьшенных копий скульптур апостолов, добавляет жалобщик. А столь значительное уменьшение декора на фасаде здания – федерального памятника нарушает охранное законодательство.

Неудовольствие фирмы вызывает и то, что для снятия форм с оригиналов скульптур КГИОП предлагает использовать нормы для реставрации изделий из цветного металла и хрустальных подвесок. Тогда как скульптуры — мраморные.

«Это ошибка. Мраморные скульптуры не могли уменьшиться в два раза в ходе расчистки», – удивляется Анастасия Медведева, координатор реставрационных проектов базилики в 2012-2015-м годах. Применение к фигурам норм для реставрации объектов из цветного металла — и вовсе опасно. «Для снятия копий с таких изделий применяются другие синтетические материалы, которые могут навредить оригиналам», – говорит она.

У Смольного другое мнение. Жалобу «Строительной компании» второго ноября рассмотрел комитет финансового контроля. Но не нашел нарушений.

Размеры скульптур изменились «при расчистке и реставрации скульптур и скульптурной группы», говорится в официальном пояснении КГИОП.

Уменьшение копий по сравнению с оригиналом может быть и вполне обдуманным. Это позволяет значительно сократить смету, – говорит Анастасия Медведева.

Эти слова косвенно подтверждает и глава комитета Сергей Макаров. Он сообщил «Фонтанке», что не посвящен в тонкости подготовки конкурсной документации, но заверил: «Копии скульптур будут ровно такими же, что и оригиналы». При этом экономия на работах, по сравнению с первоначальной сметой, «очень большая», добавляет он.

Не исключено, что у КГИОП уже есть договоренности с будущим подрядчиком. И он должен будет изготовить копии в соответствии с историческими размерами. Ранее будущих контрагентов комитета успешно предсказывал зампред КГИОП Игорь Гришин, арестованный недавно по подозрению в получении взятки. Правда, тогда качество используемых материалов окажется исключительно на совести подрядчика. Более того, – изготовление копий в полный размер станет нарушением контракта.

Заказ с большой долей вероятности может получить «Реставрационная мастерская «Наследие», говорят игроки рынка. Компания уже подала заявку на участие в конкурсе. При этом предложенная ею цена — на 2 млн ниже условий единственного конкурента, «Лапин Энтерпрайз».

Кроме того, сами скульптуры, по официальным данным КГИОП, находятся на Тележной улице, 37. Хотя еще в сентябре их можно было увидеть на улице Белинского, в мастерской ООО «Коринф», уже завершившего работы по их реставрации. Фигуры забрала дирекция комитета, говорит представитель «Коринфа», предприниматель Игорь Бурдинский. Фактически он является бенефициаром компании.

Причина смены дислокации неизвестна. Но по условиям конкурса скульптуры должны быть отреставрированы до 18 декабря 2015 года, а на Тележной, 37, числится мастерская «Наследия».

Впрочем, в самой компании отрицают эти догадки.

«По этому адресу находится несколько камнеобрабатывающих и реставрационных компаний», – пояснил «Фонтанке» собственник компании Юрий Щедров. Комментировать условия конкурса он готов только после подведения его итогов.

Руководство «Наследия» хорошо знакомо с главой КГИОП Сергеем Макаровым. В июле председатель комитета вручил Юрию Щедрову грамоту о личной благодарности «За значительный вклад в сохранение исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга».

А в августе этого года Юрий Щедров и Сергей Макаров вместе присутствовали на народном сходе после уничтожения барельефа Мефистофеля. Тогда «Наследие» заявляло, что готово за свой счет восстановить барельеф, если бы фирме передали осколки исторического декора. Сегодня формулировки изменились:

«Тогда были достаточно эмоциональные высказывания... Хотя если бы было принято определенное решение, началось какое-то движение, мы готовы были бы это сделать. Но после этого схода ничего не происходило», – расплывчато ответил Юрий Щедров.

Между тем в изготовлении копий и установке их на фасад был заинтересован предыдущий подрядчик – «Коринф». По просьбе КГИОП, компания безвозмездно провела историко-культурную экспертизу проекта по замене фигур стоимостью около 500 тысяч рублей, обследовала состояние аттика и подготовила новую смету.

«Стоимость изготовления копий скульптур по согласованным методике и проекту составляла 123 млн рублей», – говорит Игорь Бурдинский.

Компания была готова участвовать в конкурсе и снижать эту цену. Но, видимо, у КГИОП таких средств не оказалось. В 2015 году из-за кризиса реставрационная программа была значительно урезана.

«Это мухлеж. Конкурсную документацию изготовили так, чтобы вписаться в 45 млн рублей, – готов доказывать Игорь Бурдинский. – Непонятно, зачем нужно объявлять конкурс на изготовление копий именно сейчас. Перед их установкой все равно нужно будет отреставрировать аттик. А до этого момента скульптуры будут где-то храниться. Это нелогично».

Копии скульптур установят на фасаде только после завершения его реставрации. В этом году КГИОП планирует начать противоаварийные работы на аттике храма и заказать проект его восстановления.

«Нужно проводить проектно-изыскательские работы. На фасаде было утрачено значительное количество элементов», – объясняет Анастасия Медведева.

Впрочем, до окончания работ еще далеко. Храм нуждается в замене покрытия купола и реставрации светового фонаря, а также — в восстановлении интерьеров. Общая стоимость работ в прошлом году оценивалась в 250 млн рублей. Средства выделяют Минкультуры и КГИОП.

«Коринф» не связан со «Строительной компанией», подающей жалобы в УФАС, утверждает Бурдинский. По данным базы «Спарк», фирма принадлежит пяти частным лицам. Наибольшая доля в 80% – у Ксении Павловой. Впрочем, интересы «Коринфа» и «СК» по отмене тендера – совпадают.

Антонина Асанова
Фото Михаила Огнева


Справка:

Четыре скульптуры евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка и скульптурная группа двух ангелов, поддерживающих крест, на фасаде храма святой Екатерины были изготовлены в 1760 – 1780-х годах. Фигуры покинули фасад в прошлом году для проведения реставрации. В данный момент скульптуры апостолов переданы на Тележную, 37. Группа из двух ангелов — передана в коллекцию Эрмитажа. Форма для изготовлении ее копии уже снята «Коринфом».

Базилика была построена в 1782 году. Ее первоначальный проект разрабатывал Пьетро Антонио Трезини. Реставрация здания после нескольких пожаров ведется с 1992 года. Городской бюджет начал выделять средства в 2013 году.

 

http://www.fontanka.ru/2015/11/02/078/

Источник Фонтанка.ру


Возврат к списку

Наверх