Бизнес в стране лилипутов

Бизнес в стране лилипутов 26.01.2015

Этот Гулливер появился в двух шагах от арки Главного штаба. Что привело гигантскую расписную куклу в сердце исторического Петербурга?
Большая Морская, 5, – адрес известный не только ленинградцам-петербуржцам, но и многим жителям страны. Здесь с послевоенной поры в течение полувека, вплоть до появления сотовой телефонной связи, действовал Центральный междугородный переговорный пункт.

Облицованное серым карельским гранитом, это здание-памятник хорошо известно и ценителям петербургской архитектуры. Построенное перед Первой мировой войной для коммерческого Азовско-Донского банка по проекту Федора Лидваля, оно было отмечено золотой медалью городской комиссии, рассматривавшей работы претендентов в конкурсе фасадов новых зданий.

Как отмечали знатоки, «респектабельное монументальное здание Азовско-Донского банка – может быть, одно из самых ярких явлений петербургского неоклассицизма – направления, получившего распространение в начале ХХ века». И подчеркивали: при формировании фасада Лидваль увязал свое произведение с фасадом соседнего здания Главного штаба...

Похоже, нынешние владельцы здания, открыв здесь минувшей осенью «центр развлечений», ни о каких подобных увязках и согласованиях не задумывались. Да и с кем согласовывать, если в городе уже много лет не видно и не слышно ни главного художника, ни главного архитектора?.. Выставляй, что хочешь, перед строгим фасадом памятника архитектуры, на фоне известной всему миру арки Карла Росси. Так появилась здесь громадная рекламная кукла, которая зазывает туристов «в дом великана, контактный зоопарк, музей оптических иллюзий, сад бабочек и стеклянный лабиринт».

В расчетливости нынешним господам коммерсантам не откажешь: приезжие да и петербуржцы валом валят по Большой Морской с Невского на Дворцовую – во все здания Эрмитажа, начиная от восточного крыла Главного штаба... Кто-нибудь из этого бесконечного культурного потока да и отклонится в сторону Гулливера, за спиной которого в бывших интерьерах банка им сулят «сказку для детей и взрослых – 1000 рублей за единый билет или по 300 за каждое развлечение отдельно»... (Для сравнения: «единый» билет в Государственный Эрмитаж, стоит почти в три раза меньше.)

С таким же прицелом на туристский поток, видимо, устраивали свое заведение в доме напротив, на той же Большой Морской, хозяева одного из многочисленных музейчиков восковых фигур. Кто-то из разборчивых посетителей разместил на их сайте такой отзыв: «Восковые фигуры и их костюмы оставляют впечатление жуткого ширпотреба. Самый ужас – это известная троица во главе с Гарри Поттером, кособокий Клуни, абсолютно не похожий на себя Сталин и Ксения Собчак, которая, мягко говоря, выглядит странно. Хочется спросить, что курили создатели этого музея. Я не понимаю и не хочу понимать такое «искусство».

Но, видимо, владельцев паноптикума это не смущает. Коммерция, ничего личного. Хочешь – плати и смотри, не хочешь – топай себе в Эрмитаж и Русский музей. Когда в карманы текут чумовые «бабки», пусть кто-то другой беспокоится о «духовных скрепах» населения!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Эрмитажа:
– Город стремительно пошлеет. Большая Морская улица – тому пример. В замечательном памятнике петербургской архитектуры размещается музей иллюзий, напротив – музей восковых фигур. Падение вкуса происходит не только в Петербурге. В стране в целом...

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх