3-я лекция из авторского цикла В.Г. Исаченко «Архитектура Ленинграда. 1920-1980 гг.»

3-я лекция из авторского цикла В.Г. Исаченко «Архитектура Ленинграда.  1920-1980 гг.» 21.04.2014

23 апреля в 18.30 в Белом зале ЦГПБ им. В. В. Маяковского
наб. Фонтанки, 46, 2-й этаж состоится 3-я лекция из авторского цикла В.Г. Исаченко «Архитектура Ленинграда. 1920-1980 гг.»
Третья лекция будет посвящена 70-80 м годам 20 века.
В Ленинграде с конца 50-х годов домостроительные комбинаты стали застраивать окраинные районы – Купчино, Автово, правый берег Невы и другие. Высокие темпы работ (чему способствовало пренебрежение качеством и красотой объектов), а также пространственная расточительность градостроительных решений привели к тому, что к концу 80-х годов весь исторический город оказался в широком кольце новостроек, по своему облику и структуре ничего общего не имеющих с Петербургом: вместо сплошной брандмауэрной застройки – россыпь отдельно стоящих зданий, вместо улиц-коридоров – широкие озелененные проезды, вместо разнообразия фасадов – однотипные дома, не обладавшие ни выразительным силуэтом, ни активной пластикой, ни привлекательным цветовым решением. В противовес традициям, предприятия обслуживания (притом, что их типология была весьма ограниченной) располагались не в первых этажах жилых зданий, а в отдельных, тоже типовых блоках. Черты привычной организованности имели лишь некоторые новые проспекты- Ленинский, Просвещения, Науки, ряд других.
Ни одна из государственных жилищных программ, направленных на полную ликвидацию коммунальных квартир, не была выполнена. К началу 90-х годов создавшаяся жилая среда была далека от оптимальной по многим показателям, в том числе эстетическим. Почти полность. Отсутствовали индивидуальные доминанты, которые лишь подразумевались. Под них резервировались территории для строительства в отдаленном будущем.
В старом городе за три десятилетия появилось немало крупных зданий, но все они проектировались как индивидуальные. В отличие от массового строительства, быстро, почти одномоментно перешедшего на совершенно новый технологический уровень, архитектура значительных зданий, не затронутых типовым проектированием, довольно медленно освобождалась от «пережитков» ордерной архитектоники, от обязательной монументализации фасадов. В противовес демократизму периода «оттепели» 60-х годов, ленинградская архитектура культивировала упрощенную ордерную систему, где колонны заменялись пилонами, а сложный антаблемент – плоской балкой-архитравом. Ритмика и традиционализм подобных фасадов в определенной степени соответствовали архитектурной специфике города. Но период такого подобия гармонии нового и старого длился недолго. Уже в конце 60-х годов на смену «синдрому ордерности» пришла эстетика неомодернизма, оперирующая сочетанием геометризованных объемов, ленточными окнами, большими стеклянными поверхностями. Детская спортивная школа на Васильевском острове, Речной вокзал, гостиницы «Советская» и «Ленинград» стали первыми заметными примерами «современной архитектуры».
В середине 70-х годов этап следования формам авангардного зодчества оказался в основном пройденным. Неумолимые законы стилевого развития и стимулирующее влияние зарубежной архитектуры порождали процессы обновления и усложнения приемов формообразования. Своеобразной «отмашкой» творческим поискам стало строительство гостиницы «Прибалтийская», отличающейся развитой пластикой объемов и высокой культурой детали. Тенденция обогащения форм захватила даже традиционные архитектонические приемы. Диапазон преобразований здесь демонстрируют «пилонные» фасады гостиницы «Пулковская» и комплекса областной больницы. Высокие узкие арки застройки нового русла реки Смоленки и жилой дом на Финляндском проспекте лишний раз подтвердили тенденцию к более свободной трактовке фундаментального понятия «правда в архитектуре».
Панорама строительства в Ленинграде была бы неполной без упоминания о таких сооружениях, как мост Александра Невского, Дворец спорта «Юбилейный», Спортивно-концертный комплекс.
Крупные сооружения 60-80-х годов в какой-то степени осовременили облик исторической части города. Но глобальные проблемы, связанные со старением зданий, инженерных сетей, дорожного покрытия, с вредным воздействием огромного количества промышленных предприятий , появившихся в советское время, остались нерешенными. Не удалось создать и впечатляющего морского фасада города. Эти и многие другие проблемы, включая жилищную, в полном составе перешли в 90-е годы.
При написании статьи использован текст С. П. Заварихина из книги Архитектура Петербург. XX век. (2008 г.)

Валерий Григорьевич Исаченко - архитектор, художник, историк искусства Санкт-Петербурга, автор около 40 книг и более 600 статей, среди которых трехтомники «Зодчие Санкт-Петербурга», «Архитектура и скульптура Санкт-Петербурга», «По малым рекам и каналам».
Вход свободный Телефон для справок: 310-36-58
 

Источник Центр петербурговедения ЦГПБ им. В. В. Маяковского


Возврат к списку

Наверх