Представление каталога выставки «Старый Петербург. Столица и окрестности»

Представление каталога выставки «Старый Петербург. Столица и окрестности» 06.05.2011

Перед вернисажем в прошлом октябре об этой выставке нашим читателям в интервью рассказала Галина Васильева – ведущий научный сотрудник Музея истории города, хранитель фонда графики, автор выставки и каталога (совместно с Константином Житорчуком и Альбиной Павелкиной). Экспозиция живописи и рисунков XVIII – середины XIX века, которую иначе, чем шикарной, не назовешь, так успешна, что Музей истории города продлил ее до 30 мая.
Что правильно ввиду скорого празднования дня рождения Петербурга, который на картинах и графических листах знаменитых и неизвестных авторов показан в период своего первого расцвета. И невозможно вообразить вменяемого человека, который, увидав эту гармонию города – памятник разумности и вкусу строителей и властителей, – не возжелал бы противостоять его разрушению.
Ту же благую, актуальную, гражданскую цель выполняет и долгожданный каталог. Хотя и собственно музейной ценности этой книги нельзя приуменьшить. Выставка и каталог готовились несколько лет; они посвящены основателям Музея Старого Петербурга, коллекции которого заложили собрание нынешнего Музея истории города. Каталог не поспел к 100-летию Музея Старого Петербурга в 2007 году, но такая дань не бывает запоздалой. О чем и говорили на его представлении историк Александр Марголис, художники Михаил Шемякин и Анатолий Васильев, искусствоведы Андрей Пунин и Константин Малиновский.
В каталоге 188 произведений, что превышает число работ на выставке (не все удалось разместить); многие виды города публикуются впервые. Их собрание и описание каждого важно для петербурговедения: дают уникальный комплекс сведений, выверенных по историческим планам и адресным книгам; информация уточненная, нередко просто новая даже для специалистов. Конечно, присутствуют все полагающиеся указатели, необходимые для работы. Польза историкам, художникам, архитекторам, реставраторам, градозащитникам, литераторам, кинематографистам несомненна. Каталог можно будет приобрести не только в музее, но и в книжных магазинах города.
Издательство «Крига», собравшее средства и выпустившее каталог, заслужило подлинную благодарность. Четыреста с лишним страниц альбома выстроены редактором Борисом Миловидовым и дизайнером Юлией Беккерман так, что книга поразительным образом несет собственное представление о старом городе.
В залах музея он торжественный, спокойный, просторный и геометрически-ровный: чуть-чуть декорация. В альбоме она оживает, наполняясь людьми, с их разнообразными позами, жестами, нарядами, эмоциями; ну и лошадки немало украшают пейзаж города и окрестностей. А секрет прост: рядом с репродукцией «полного» произведения помещен его фрагмент не с архитектурной, например, деталью, но с фигурою одушевленной, пусть даже одной «галочкой»-птичкой. Отчего знаменитая «умышленность» города перестает быть холодной и чужой.
Впрочем, многое о Петербурге сказано уже одной обложкой – фрагментом картины Кнаппе (1798): по льду Мойки бодро несутся санки с кучером, двумя нарядными барышнями и кавалером, а на фоне – Канальный мост и возведенный, предположительно, Старовым суровый с башнями Тюремный замок... Почти сто лет, как от него, впоследствии названного Литовским, нет и следа.
 

Источник Санкт-Петербургские ведомости


Возврат к списку

Наверх